«Чтобы ты рассказал своему сыну и сыну сына своего» (10:2).
«Суд над Египтом – двенадцать месяцев» (Ирмияу, 2:13). Каждая кара продолжалась в течение месяца. А мы удивляемся: вопль сынов Израиля поднялся до Небес для того, чтобы пробудить милосердие Свыше для их спасения. «Голос друга моего вот идет, перепрыгивает горы» (Шир а-Ширим, 2:8). Как объяснил Раши, он «перепрыгивает установленные сроки», чтобы ускорить избавление. И тем не менее освобождение задерживается на целый год! Почему и за что? Если уж Творец хочет вывести Своей народ из Египта, кто может помешать Ему? Зачем, в таком случае, понадобились десять наказаний?
Ответ состоит в том, что эти наказания, конечно же, понадобились не для того, чтобы вывести сынов Израиля из Египта. У Всевышнего есть множество способов сделать это. Но Он пожелал преподать евреям уроки веры в Б -жественное провидение, сопровождая их на протяжении всего долгого пути от создания народа и дальше, на все поколения.
Нам не зря заповедано посвящать ночь Седера исходу из Египта, а также упоминать о нем утром и вечером при чтении Шма. Все основы веры ведут свое начало от исхода! Из каждого наказания египтян можно выучить многочисленные уроки веры.
Об этом и говорится в начале нашей недельной главы: «Чтобы ты рассказал своему сыну и сыну сына своего, как Я покарал египтян, и о чудесах, которые совершил с ними, и познаете, что Я Б -г».
Однако вопрос всё еще остается. Если задуматься над произошедшим, может показаться, что все уроки можно было выучить уже из первого наказания. Вода превращается в кровь в руках египтянина и вновь превращается в воду в руках еврея. Оба пьют вместе – один пьет воду, а другой кровь. Это со всей очевидностью доказывает то, что Творец открыто властвует над миром и изменяет его, как пожелает. Творение в Его руках – как глина в руках горшечника.
Что к этому выводу добавляет наказание жабами? Что показывает наказание вшами, и что нового открывает наказание стаями зверей?
Но что поделать? Есть такие, кто «одарен» узостью взгляда, – их называют «квадратной головой». Итак, Творец может превратить воду в кровь, а что с жабами? Сможет ли Он поднять их из реки? Безумцы, они не понимают, что если уж Он способен на первое, то тем более и на второе. Но пойди поговори с такими глупцами. Увидев, что и жабы пришли, они всё еще спрашивают: «А как насчет вшей?»
Это выглядит странным? Давайте прочтем отрывки из Теилим (гл. 78): «Рассек море и провел их, поставил воду, как стену. Вел их днем облаком, а ночью – светом огня». Что еще требуется, чтобы доказать, что Творец может всё? Читаем далее:
«Но они продолжали грешить перед Ним, перечить Высшему… Роптали на Всесильного, сказали: Может ли Б -г приготовить стол в пустыне? Может ли хлеб дать, приготовит ли пищу для народа?» Что сказать? Нет слов. Непонятно и всё.
Тогда давайте будем честны перед собой. Разве мы лучше их? Мы и так уже всё знаем. Знаем, что Творец всемогущ, что всё в Его руках; упоминаем исход из Египта утром и вечером, знаем, что в Его руках жизнь, здоровье, материальный достаток, покой и всё остальное. Действительно ли знаем? Да, истинно и честно. Мы верующие, потомки верующих.
Мы также знаем, что нужно заготовить припасы в путь к вечности, и что нет более возвышенной заповеди, чем изучение Торы, в которой каждое слово – это отдельная заповедь. А насколько важнее целый урок Торы, когда ее преподают перед множеством учеников! Это мы тоже знаем.
Так давайте же сделаем выводы. Завершим работу на час раньше и пойдем на урок Торы. Ведь заработок приходит Свыше, нас очевидно не накажут за такое.
Если мы станем увиливать, нам понадобятся доказательства, что мы поступаем верно, а это будет свидетельством нашей низости. Ведь это докажет, что мы подвержены той самой узости взгляда, над которой смеялись.