Взгляд на историю и законы Песаха (Еврейской Пасхи)
Еврейский праздник Песах — хорошо известный «праздник свободы», отмечаемый в честь Исхода евреев из египетского рабства, которое длилось 210 лет. Песах — это и национальный праздник еврейского народа. Тора дана народу, когда он уже осознал себя, а это произошло после того, как потомки наших праотцев прошли через рабство в Египте.
Песах есть рождение еврейского народа; его уроки борьбы и самобытности продолжают формировать основу еврейского сознания спустя 3300 лет после свершившихся событий.
Песах 2023
Праздник Песах длится 8 дней в диаспоре (в Израиле 7 дней); его начало приходится на канун 15 нисана (вечер 14 нисана); завершение — 22 нисана для диаспоры и 21 нисана для Израиля. В 2023 году праздник Песах начинается вечером 5 апреля и продолжается до вечера 13 апреля для диаспоры, а в Израиле праздник продолжается до вечера 12 апреля.
Ночь Седер Песах
Этот вечер (после наступления темноты) на исходе 14-го числа месяца нисана, по еврейскому календарю, отмечается празднованием ритуальной семейной трапезы. За пределами Эрец-Исраэль принято проводить два седера — в этот вечер и следующий. В Израиле — Седер Песах проводится только в одну первую ночь. Сама идея седера основана на библейских стихах из книги Шмот, (главы 1-15):
|
Рассказ об Исходе из Египта (магид) в вечер Песаха является повелительной заповедью Торы. Цель Седера — дать ощутить каждому еврею опыт выхода «из рабства в свободу». Каждая семья в этот вечер и ночь чувствует себя так, как будто бы она выходит из Египта в режиме реального времени. Как написано в пасхальной Агаде, мы рассказываем историю Исхода и подробно излагаем 10 казней. Мы едим особенную пасхальную еду (символы рабства и свободы); кроме того, праздничная трапеза включает много вкусных блюд, которых люди ждут с нетерпением в течение года (подумайте о шариках из мацы!) Мы произносим хвалу Ѓаллель и заканчиваем Седер надеждой на встречу в «следующем году в Иерусалиме!»
Седер — особое таинство семейных уз как взрослых, так и детей, сосредоточенных на главной ночи праздника Песах. Дети с наслаждением поют пасхальные песни, например, Ма Нишатана, Дайейну, задают вопросы от имени «Четырех Сыновей», читают повествование об Исходе из Египта; пытаются «украсть» афикоман и открывают дверь пророку Элияѓу.
Маца — главный символ Седера
Главной особенностью и законом праздника Песах является заповедь есть пресный хлеб (мацу) и строжайший запрет не только употреблять, но даже иметь в своем доме квасное (хамец). Маца есть главный символ Седера: наиболее распространённой причиной употребления мацы является то, что на утро Исхода евреи так спешили выйти из Египта, что хлеб не успел забродить и подняться. Маца — это тонкая пресная лепешка, испеченная из муки одного из пяти злаков: пшеницы, ржи, ячменя, овса или полбы. При ее изготовлении тщательно следят, чтобы ни зерна, ни мука не соприкасались прежде времени с водой. Весь процесс выпечки мацы с момента смешивания муки с водой не должен превышать восемнадцати минут. (В настоящее время распространена маца, изготовленная машинным способом, хотя многие по-прежнему предпочитают мацу, сделанную вручную. Современная техника не только дает возможность изготовить мацу требуемого стандарта, но и увеличивает скорость процесса, что уменьшает опасность брожения).
Маца может быть круглой и прямоугольной, форма мацот не имеет особого значения. Особая мицва Седера — вкушение мацот. Каждый должен съесть две трети квадратного кусочка мацы (или половину круглой мацы), облокотившись на левую руку в течение 4 минут. В конце праздничной трапезы подаётся особый «десерт» — кусочек мацы, называемый афикоман.
Четыре бокала
Вино — символ веселья и радости. В Седер мы пьём четыре бокала вина. Они символизируют четыре обещания свободы, данные Всевышним народу Израиля: «И выведу вас из-под ига египтян…»; «И избавлю вас…»; «И спасу вас…»; «И приму вас…» (Шмот, 6:6,7). Следующий стих начинается словами: «И введу вас в эту землю…». Это пятое обещание, которое символизирует пятый бокал, называемый «бокалом Элияѓу» (кос Элияѓу). Его не выпивают, а оставляют на праздничном столе. По традиции, пророк Элияѓу считается провозвестником Машиаха, с приходом которого все евреи возвратятся в Эрец-Исраэль. У каждого участника Седера должен быть свой бокал, объёмом не менее 98 мл. Попытайтесь выпить вино в бокале полностью (или большую её часть) в течение 4 минут; каждый из четырёх бокалов в знак выражения свободы пьют, наклоняясь слегка влево и назад, полулежа, опираясь на левую руку.
Карпас
Перед началом Седера мы едим карпас — овощи (например, сельдерей, петрушку, картофель), макая их в солёную воду в знак воспоминания о слезах и каторжном труде евреев. Глава Седера, а затем и все присутствующие, обмакнув в соленую воду кусочек карпаса, съедают его, предварительно благословив: Благословен Ты, Г-сподь, Б-же наш, Царь вселенной, сотворивший плоды земли. Это благословение выводит также и марор, который будет съеден позже.
Горькие травы, марор
Далее в Седер мы едим марор — горькие травы. Хотя у многих есть обычай есть хрен; допускается в пищу и римский салат. («Красный хрен» в банках, купленный в магазинах, есть нельзя, ибо это смесь большего количества свёклы и меньшего количества хрена). Марор также макают в харосет, густое пюре из фиников, вина, орехов и яблок. Участники Седера, не облокачиваясь на левую руку, съедают по кусочку марора (минимальным объемом — кезайт), обмакнув его в харосет и произнеся прежде благословение:
Благословен Ты, Г-споди, Б-же наш, Царь вселенной, освятивший нас своими заповедями и повелевший нам вкушать горькую зелень.
Контрольный перечень необходимого для проведения Седера
Седер означает «порядок», поэтому нужно запомнить много важных подробностей. Не забывайте: ваш Седер должен включать:
Блюдо Седер Песах, (кеара) на которое выкладывается:
- сельдерей, петрушка или картошка (карпас);
- салат-латук (марор);
- хрен (хазерет);
- харосет;
- жареное куриное крылышко (зроа);
- яйцо вкрутую (бейца);
- маца, покрытая сверху салфеткой (три квадратных или круглых мацот (плюс дополнительная маца);
- вино и виноградный сок;
- Агадот шель Песах (пасхальная Агада для каждого участника Седера);
- бокал для Элияѓу;
- солёная вода;
- бокалы для кидуша;
- подушки для возлежания хозяина дома;
- призы за находку афикомана
Помещения без квасного (хамца)
Во время пасхальной недели евреям запрещено есть или держать у себя хамец (квасное). По этой причине мы уничтожаем (или продаём) весь хлеб, печенье, макароны, пиво и т. д., приобретая другие продукты со знаком «Кошер леПесах» (разрешено для праздника Песах). (Ашкеназские евреи воздерживаются от употребления в пищу китнийот — рис, бобы и прочее). Во избежание проблем соприкосновения с оставшимся квасным (хамец), у нас есть специальный набор посуды и кастрюль на Песах. С практической точки зрения, многие люди начинают уборку дома на Песах за неделю и раньше до начала праздника Песах.
Поиск и сожжение квасного (бдикат хамец)
Накануне праздника Песах, вечером, мы организовываем тщательный осмотр дома на предмет нахождения запретного квасного (бдикат хамец). Бдикат хамец совершается при помощи свечи и оставляет незабываемые впечатления у всей семьи. Любой оставшийся хамец сжигают на следующее утро (срифат хамец) или продают не еврею на передержку, пока не закончится Песах. Продажа должна быть серьёзной и юридически обоснованной; она осуществляется при помощи квалифицированного раввина. Любая проданная еда должна быть закрыта в шкафу и накрыта плёнкой.