Недельная глава Бемидбар всегда предшествует празднику Шавуот. Нужно понять, как они связаны.
От Песаха до Шавуота мы считаем Омер. Мудрецы говорят, что эти дни — время подготовки к получению Торы. (Как известно, праздник Шавуот — через семь недель, на пятидесятый день после Исхода, народ Израиля получил Тору у горы Синай.)
В этот период мы соблюдаем некоторые траурные ограничения в память об учениках рабби Акивы. Сказано в Талмуде (Йевамот, 62б), что все они, двенадцать тысяч пар, умерли, потому что не уважали друг друга. Пораженные страшной эпидемией, они не удостоились дожить до дня дарования Торы.
Это учит нас: тот, кто не уважает других людей, не может иметь ничего общего с Торой. Для того чтобы понять, каким образом уважение к ближнему напрямую связано с изучением Торы, задумаемся, что такое уважение и на чем оно основано.
В нашей недельной главе мы читаем о знаменах колен Израиля. Тора говорит нам об особенности каждого колена. Без этих особенностей единство евреев было бы невозможно. У каждого колена есть свой знак и свое место. Они все разные, но вместе составляют целое — еврейский народ.
Если нарисовать «картину», используя лишь одну (пусть и самую прекрасную) краску — не смешивая цвета, не изображая тени, блики, при этом ничего хорошего не получится. Будет просто цветной лист. Никто и не подумает назвать это картиной. А если, например, убрать от нее кусочек — никто и не заметит, что чего-то не хватает. Красота — всегда содержит в себе многочисленные оттенки разных цветов, сочетающиеся между собой, образующие сложную, гармоничную картину, где важна каждая деталь. Так и в еврейском народе — если бы не было бы таких особенностей и различий, то не было бы и единства. Только когда есть множество деталей и каждая из них на своем месте, только тогда видно, как они сочетаются.
Талмуд в трактате Хагига (3б) спрашивает: поскольку в отношении многих деталей закона существует спор между мудрецами, каким образом можно учить Тору (ведь человек не знает, чье мнение истинное, а чье нет)? Отвечает Талмуд словами царя Шломо (Коэлет, 12:11): «(все законы) даны от Единого Пастыря», и объясняет: один Г -сподь их дал, один руководитель (Моше) их сказал, получив их из уст Господина всех созданий, благословен Он». И поэтому необходимо прислушаться к каждому мнению мудрецов и глубоко задуматься над ними, ведь каждое мнение – истинное.
На что намекает Талмуд, называя Творца «Господином всех созданий»?
Дело в том, что в мире не существует чистых веществ – это лишь упрощение, принимаемое учеными в своих моделях. Так всегда было и будет в нашем мире — во всем есть примеси. Например, ученый занимается изучением древесины. Если он пригласит своих коллег — специалистов, скажем, в области металлургии или в сфере использования водных ресурсов, то каждый из них отыщет в дереве то, что интересно ему — и металлы, и воду. Если позвать четвертого, то и он сможет найти что-то близкое для себя… Однако, дерево есть дерево. Мы не должны забывать о целом в погоне за деталями. Но тот, кто хочет понять больше, пусть разберется и во всех этих частностях.
Как в мире нет ничего абсолютного, так и алаха многомерна. И каждый подходит к ней по-своему, высвечивая разные грани. Суть алахи в том, чтобы определить, какое мнение является основным и следовать ему, но тот, кто хочет понять больше, пусть изучит все.
Сказано в Талмуде, что человек, неспособный доводами из Торы обосновать чистоту нечистого пресмыкающегося, не может сидеть в Сангедрине.
Объясняет Маараль, что настоящий мудрец должен знать все возможные взгляды и доводы.
Поэтому, чтобы вывести какой-то закон, необходимо прежде всего учить Мишну, Гемару, в которых приводятся разные мнения, касающиеся того или иного вопроса, а также мнения разных законодателей и лишь затем законы, приведенные в Шульхан Арух.
В Талмуде приводятся слова рава Йосефа: «Не будь Тора дарована Всевышним народу Израиля, я сам не существовал бы». Тора провозглашает значение каждого человека, важность разных мнений и взглядов.
Недельная глава Бемидбар говорит об особенностях каждого колена Израиля и в то же время о единстве всего народа. «Взаимоуважение — залог единства», — учит нас история учеников Рабби Акивы. Человек, неспособный отнестись к чужому мнению с уважением, не удостоится приблизиться к Торе.