Александр Македонский поклоняется еврейскому мудрецу
В Талмуде (Йома 69а) приводится, что, когда в 3442 г. (318 г. до н.э.) войска Александра Македонского приближались к Иерусалиму и Храму угрожало разрушение, Шимон Ацадик, облачившись в одеяния первосвященника, вышел навстречу завоевателю во главе депутации старейшин. В Талмуде рассказывается, как «они двигались всю ночь, при свете факелов», а на рассвете, встретились с передовыми отрядами захватчиков. Пораженный величественным и одухотворенным обликом первосвященника, Александр спустился с колесницы и склонился перед ним до земли. Позже Александр объяснил своим полководцам, что «ангел, который открывался ему в ночных видениях и даровал победы в войнах, выглядел точно, как этот человек».
![](https://imrey.org/wp-content/uploads/2022/07/19525240.jpg)
Евреи обещают Александру Македонскому называть своих сыновей в честь него
В результате встречи с Шимон Ацадик Штурм Иерусалима был отменен. И когда Шимон показал Александру Храм, гость попросил, чтобы в знак их союза возле жертвенника был установлен его скульптурный портрет. Шимон Ацадик объяснил, что законы Торы запрещают подобное, но он обещал Александру, что все коэны, которые родятся в этом году, будут названы в его честь именем Александр (Седер адорот).
Полемика между Александром Македонским и евреями
Александр Македонский вел с еврейскими мудрецами философские споры. Так, в трактате Тамид рассказывается, что Александр Македонский задал старцам Негева ряд вопросов. На каждый из них старцы дали неожиданный, оригинальный ответ. Подробней об этом читайте тут.
![](https://imrey.org/wp-content/uploads/2022/07/Алексаднр-Македонский-1024x577.jpeg)
Александр Македонский судит еврейский народ
Талмуд в трактате Санедрин (91а) приводит, что различные народы приглашали евреев на тяжбу к Александру Македонскому с всевозможными претензиями. Представлять еврейский народ вызвался простой еврей по имени Гвиа бен Псиса. Сказал он мудрецам: «Позвольте мне пойти и судиться с ними перед Александром. Если они меня победят – скажите: «Невежду победить немудрено», а если я одержу над ними победу, вы скажете им: «Тора Моше-рабейну вас победила!» Мудрецы дали ему разрешение, и он каждый раз, пользуясь чудесной смекалкой, он побеждал противников в суде.
Чудесные сведения об Александре Македонском в еврейских источниках
Наши мудрецы в Талмуде и мидрашах приводят интересные сведения об Александре Македонском. Так, к примеру, Мидраш приводит, что когда Александр Македонский желал воевать с племенем женщин‑воительниц, вышли к нему женщины и сказали: «Ты хочешь воевать с нами, но подумай: если ты победишь нас, скажут: царь, победивший женщин! Если же мы победим тебя, скажут: о царь, побежденный женщинами!» Царь послушался их, и, когда он вышел из их страны, он написал на воротах города: «Я, Александр Македонский, был глупцом, пока не пришел в страну карфагенскую и не научился мудрости у женщин!»
![](https://imrey.org/wp-content/uploads/2022/07/1c32e6d05b14ab2969697e7688776dfd.jpg)
Процветающая еврейская община в Александрии
В основанном Александром Македонским городе Александрия была процветающая еврейская община. В лучшие времена евреи составляли две пятых населения города. Главная александрийская синагога была настолько роскошна, что о ней говорили: «Тот, кто не видел Диплостин (синагогу) в Александрии, не видел истинной славы Израиля». В огромном зале было невозможно расслышать голос хазана, и, когда он кончал благословение, синагогальный служка взмахивал платком, и молящиеся отвечали амен. Прихожане располагались в синагоге по гильдиям: золотых и серебряных дел мастера занимали отдельные ряды, свои особые места имели ткачи и другие ремесленники. Поэтому, когда в синагоге появлялся мастер из другого города, он тут же находил своих коллег, получал у них работу и пропитание.