Как ответил бы на этот вопрос любой хороший раввин — и да, и нет. Самая первая заповедь, данная Торой, когда первые люди еще находились в Райском саду — это «плодиться и размножаться»,1 которая означает, что человек должен жениться и произвести на свет детей (если это возможно).2 Эта заповедь считается настолько важной, что мужчине даже разрешено продать свой свиток Торы (что обычно запрещено), если это единственный способ, благодаря которому он может вступить в брак.3
В этом отношении раввин ничем не отличается от любого другого еврея. Но существует ли для раввинов особая необходимость находиться в браке? Можно ли быть раввином, не имея семьи?
Кто такой раввин?
Изначально слово «раввин» — рав, рабби — означало в переводе с иврита просто «учитель». Во времена Талмуда этот титул присваивался тому, кто прошел процедуру под названием смиха (букв. «покрывание», «рукоположение») — обряд рукоположения раввина. Причем, уполномочить другого еврея быть раввином мог только тот, кто уже сам обладал этим статусом. В наши дни изменилось и понимание того, что такое смиха, и логика, в соответствии с которой мужчин называют раввинами: например, так могут сказать про главу общины, про того, кто достиг определенного уровня знаний Торы или про преподавателя предмета, связанного с иудаизмом.
Что касается брака, нет никаких технических требований, чтобы раввин — как в классическом, так и в современном понимании этого слова — обязательно был женат.
Исключение составляет только тот случай, если бы речь шла о еврейском Верховном Суде древности, Сангедрине. Войти в его состав можно было только соблюдая определенные условия, в том числе, необходимо было быть женатым и иметь детей, поскольку тот, кто имеет полномочия выносить смертные приговоры, должен обладать достаточным уровнем сострадания, присущим обычно человеку, у которого есть семья.
Однако, несмотря на отсутствие строгих предписаний в этом вопросе, в прошлых поколениях некоторые раввины воздерживались от посвящения своих учеников в этот духовный сан до их вступления в брак или писали в документе о проведенном рукоположении, что оно вступит в силу только после того, как ученик женится.4 И в целом, на протяжении истории, многие общины традиционно включали в свои внутренние уставные нормы, что они готовы принимать в качестве раввинов только женатых кандидатов.5
Но почему это так?
Поскольку фактически брак является центральным институтом иудаизма, было бы целесообразно, чтобы глава общины жил в соответствии с этим идеалом, и поэтому его обязанность вступать в брак выше, чем у других евреев — он должен быть примером для остальных.
Кроме того, раввину должна быть свойственна большая серьезность, которая обычно естественным образом начинает проявляться с появлением семьи и обязанностью заботиться о ней.6
Еще один важный момент заключается в том, что неженатый мужчина с большей вероятностью может оказаться замешан в неподобающей ситуации с женщинами, с которыми он вынужден общаться в ходе своей работы. Одна из принципиальных сфер ответственности раввина — направлять пары и помогать им в тонкостях соблюдения заповеди о чистоте семейной жизни, поэтому посетители в частных визитах делятся с ним очень личной информацией. И даже если не предпринимать никаких неправильных действий, сам разговор о таких вещах (и мысли, которые могут появляться в его процессе) не подобает вести человеку, у которого нет стабильности в личной жизни, которая помогла бы обуздать его фантазию.
Школьные учителя
Это является причиной установления правила, согласно которому не состоящий в браке мужчина не должен быть учителем даже в школе для мальчиков, чтобы он не оказался в условиях уединения (ихуд) или в другой сложной ситуации с представительницами женского пола, которые приходят забирать детей из школы.7
В наши дни относительно этого вопроса существуют некоторые споры, потому что в современных школах родители приводят учеников и в конце дня забирают их с открытой общественной территории — из двора школы или ее главного коридора. Кроме того, в это время двери классов открыты нараспашку, что так же исключает необходимость уединения.8
И хотя это и не указано прямым текстом, но все же подобная проблема в равной степени относится и к раввину из местной общины, который может приходить в школу, чтобы общаться с учениками и их родителями или по каким-либо другим вопросам, потому что иногда это может предполагать общение в приватных условиях.
Первосвященник и хазан
В некотором роде относящимся к нашему разговору законе речь идет о первосвященнике, который должен вести службу в Храме в Йом Кипур — это мог быть только женатый человек. Технически причина этого заключается в том, что молитвы этого святого дня включали просьбы «искупить его самого и его домочадцев», что означало как минимум его жену.9
Аналогичным образом, если есть два одинаково квалифицированных кандидата на место хазана, предпочтение следует отдавать женатому, поскольку, как и первосвященник, хазан выступает в молитвах от лица всей общины и сможет молиться с большим усердием, если будет при этом включать в число прихожан свою семью. (Конечно, хазаном и раввином совсем не обязательно должен быть один и тот же человек.)10
Вронкийский прецедент
В 1833-м году еврейская община польского города Вронки хотела назначить на пост главного раввина молодого мужчину, который тогда еще не был женат. Когда об этом узнал знаменитый мудрец и знаток Торы рав Акива Эйгер, он открыто выступил против такого назначения. И это несмотря на то, что человек, которого они хотели назначить, рав Барух Ицхак Липшиц, был сыном одного из его самых лучших учеников, раввина Исраэля Липшица, который позже написал один из ставших классическими комментариев к Мишне по названием Тиферет Исраэль.11
Многие при этом отмечают и подчеркивают, что протест рава Эйгера был основан не на каких-либо строгих законах, а лишь отражал социальные условия и беспокойство по поводу проблем, к которым может привести подобное назначение.
Однако, безусловно, в случае необходимости и при соблюдении надлежащих мер предосторожности, не состоящий в браке человек может быть назначен главным раввином общины, которая не имеет строгого обычая так не поступать и имеет желание его нанять.12
Так, например, известен случай, когда после того, как рав Йерахмиэль Блюменфельд, главный раввин Рио-де-Жанейро, внезапно скончался в возрасте 52 лет весной 1980-го года, даже Любавический Ребе призвал общину города избрать следующим главным раввином сына покойного раввина, несмотря на тот факт, что младший рав Блюменфельд на тот момент еще был холост.
В заключение…
Ну, и ко всему прочему, конечно, любой уважающий себя раввин расскажет вам, что немалая часть успеха в тяжелой работе по руководству целой общиной принадлежит жене раввина (ребецн). Поэтому во многих местах жены глав общин так же ведут активную деятельность, выступая со своими мужьями в настоящей дружной команде, и вместе служат на благо общины, проявляя свои сильные стороны, таланты и способности.
Сноски
- Берешит, 1:28.
- Смотри Хинух, заповедь 1. Вопрос о том, является ли брак самостоятельной заповедью или просто выступает в качестве предпосылки заповеди «плодиться и размножаться», выходит за рамки этой статьи.
- См. Шулхан Арух, Йоре Деа, 270:1.