«И не бери взятки» (16:19).
Мы можем подумать, что сказанное относится только к судьям. Но раби Исраэль из Саланта утверждает, что каждый из нас судья, потому что в каждый момент он решает для себя, как ему поступать. И значит, должен смотреть за тем, чтобы все его решения были взвешенными и справедливыми и не искривлялись из-за корысти.
Был такой случай с фермером, который вез на телеге гору зерна, и он хотел заехать с ней в сарай. Но телега не проходила в ворота – гора достигала притолоки. Стал он стегать лошадь, но напрасно.
Проходил рядом насмешник и сказал:
– Зачем ты бьешь лошадь, разве не видишь, что поклажа поднимается слишком высоко?
– Ну, и что делать?
– Купи у меня бинокль, он всё увеличивает в несколько раз. Посмотри через него вверх, и вход увеличится. Тогда сможешь без труда ввезти в сарай свою телегу!
Заплатил он полную цену и купил у него бинокль, а тот пошел своей дорогой. Посмотрел через него на вход, и действительно, он стал в несколько раз выше. Попытался провести туда лошадь, и опять не получается. Крикнул он вслед насмешнику:
– Вход вырос, а телега всё равно не проходит!
– Дурак, посмотри и на телегу в бинокль, и увидишь, что и поклажа на ней выросла, и мешает проезду.
Посмотрел и видит, что гора очень выросла. Ничего не помогло!
Расстроился и крикнул удаляющемуся хитрецу:
– Ты же меня обманул, верни мои деньги.
И донесся до него голос насмешника:
– Есть совет! Смотри на поклажу с другого конца бинокля, и увидишь, что всё получится.
У бинокля есть две стороны, а он не знал. Взглянул с другой стороны, и гора уменьшилась. Он очень обрадовался, посмотрел пристальнее, хлестнул лошадь, а она, к его неудовольствию, всё равно не двигается. Хотел спросить у продавца, что теперь делать, но того уже и след простыл…
Проходил мимо смекалистый человек, увидел, что телега застряла в проходе, а возчик в панике крутит бинокль и смотрит с разных сторон, то на вход, то на поклажу, и говорит:
– Ну, и глупец же ты. Разве взгляд в бинокль изменит действительность, и разве ты можешь смотреть одновременно с двух сторон, чтобы увеличить вход и уменьшить поклажу…
– Что же делать?
– Нет ничего проще. Сними с повозки лишнее, чтобы она прошла во вход.
Это притча. А мораль?
Сейчас у нас месяц милосердия и прощения, а потом наступят дни суда, когда будут оценивать наши дела и решать нашу судьбу. Удостоимся и будем записаны к жизни, здоровью, обеспеченности, покою и радости. Или наоборот, будем в страхе и ужасе, потому что пытаемся пролезть с полной телегой грехов: злословием, недостатком занятий Торой и так далее. Но «притолока» высока, милость небес велика, и мы полагаемся на тринадцать качеств милосердия Всевышнего. Однако «увеличились наши грехи выше головы, возросли до небес» (Эзра, 9:6), и всё же есть время для прощения. Но наше себялюбие, наш йецер ара затмевают нам глаза, как бинокль, так что на грехи наши смотрим мы с уменьшающей стороны, а на прощение с другой стороны, и так успокаиваем себя, что успешно пройдем суд. Давайте посмотрим на себя реально, как есть, и поймем, что есть только один способ пройти и удостоиться оправдания на суде – уменьшить гору преступлений и вернуться к тшуве!