«Голос Всесильного говорит».
Дварим (4:33)
В Мидраше (Шмот Раба 29:1) рассказывается, как идолопоклонники пристали к раву Симлаю и сказали: «Разве ты не согласен с нами, что есть много богов?»
«Откуда у вас такие глупости?» – спросил он.
«Из вашей Торы, – сказали они, – из предстояния перед горой Синай. Ведь там сказано: «Слышал ли народ голос Элоким?», а Элоким – это, как известно, множественное число».
Рав Симлай разбил тотчас их доводы, приведя аргумент из той же самой фразы: «Разве там написано «говорящих»? Там написано в единственном числе: «Слышал ли народ голос Элоким, говорившего из огня», значит, Элоким – это один Б-г».
Это страшный Мидраш, поскольку он учит нас, как велика сила злого начала. Ведь вера во множество богов, в противоборствующие силы, идет против элементарной логики. Каждый, кто размышляет о чудесном единстве, о царящей в мире гармонии, и как все сочетается вместе, явно видит единую руку, создавшую и направляющую все это. Вера во множество правящих сил – примитивная и отсталая, и просвещенная часть человечества от нее давно отказалась.
Но приходят еретики, смотрят в Тору, провозлашающую с неподражаемой ясностью в этой главе: «Б-г Всесильный наш, Б-г один», и как будто находят в ней доказательства своей глупости.
Далее Мидраш спрашивает: почему все-таки здесь стоит именно имя Элоким (Всесильный), указывающее, что Творец властвует над всеми силами, а не имя Авая (Б-г)? Ответ базируется на фразе «голос Б-га в силе» (Теилим 29:4). Мидраш объясняет: «Если бы было написано: «Голос Б-га в Его силе» (то есть звучит со всей силой, какая есть у Творца), мир бы не устоял! Но «голос Б-га в силе» – он соразмерен силе каждого человека. Юноши учатся согласно своим способностям, а старцы – согласно своим. Поэтому и говорится: «Разве слышал народ голос Элоким? » – Владыки всех сил, который каждому открывается особым образом, в меру его силы выдержать».
И как во всех словах святой Торы, здесь тоже заключен вечный урок. У Торы, как известно, «длиннее земли мера и шире моря» (Иов 11:9). Мозг наших учителей был быстрым, как молния, их восприятие огромно, а глубина – безгранична. Самый запутанный вопрос они решали мгновенно, но тем не менее продолжали углубляться в разделы Гмары неделями. Это были сотни часов все более полного погружения и продумывания. Мы даже примерно не представляем, до каких уровней они дошли, к каким высотам воспарили.
Когда святой гаон рав Й. Л. Дискин, называемый «Сараф из Бриска», прибыл в Иерусалим, мудрецы Торы собрались вокруг него, и он выступал перед ними с трехчасовым уроком по Торе изо дня в день, в течение полугода. И все это было посвящено первому листу трактата Бава Батра. Когда полгода прошло, он сказал: «Можно было бы посидеть на этом листе еще полгода, но следующий лист уже ждет нас…»
А теперь давайте подумаем: если бы нам принесли учебник высшей математики, полный квадратных уравнений и формул, он был бы для нас подобен древним иероглифам. Но святая Тора, которая бесконечно глубже любой математики, понятна каждому ученику ешивы и даже обычному ребенку. Разве это не чудо, не явное подтверждение «голоса Б-га в силе», соразмерного воспринимающим способностям каждого? Как прекрасно думать, что я накладываю такие же тфилин, как и Моше Рабейну, и что я учу ту же Тору, что и он, но со своим пониманием. Уровень у каждого свой, но тем не менее сама Тора остается одна и та же.