Сказал раби Ханина бен Доса: «Если богобоязненность человека предшествует его знаниям, то его знания сохранятся»…, как сказано: «Начало знания – богобоязненность»[1].
(Пиркей Авот)
В Талмуде (Йома 72б) приводятся слова раби Шмуэля бар Нахмани: «Сказал раби Йонатан: что означает сказанное: “Для чего деньги в руках глупца? Чтобы купить мудрость, когда нет сердца” (Мишлей 17:16)? Горе тем изучающим Тору, у кого нет богобоязненности». Раби Янай провозглашал: «Жаль того, у кого нет дома, но он строит к нему ворота» (ведь Тора – это ворота к богобоязненности, поэтому сначала должна быть богобоязненность, а уже потом мудрость. – Раши).
Сказано в Талмуде (Шабат 31б): «Человек, у которого есть Тора, но нет богобоязненности, похож на казначея, которому дали ключи от внутренних дверей сокровищницы, но не дали ключей от внешних дверей. Какой толк в этом случае от внутренних ключей?»
И сказано (Брахот 33б): «Сказал раби Ханина от имени раби Шимона бар Йохая: “В сокровищнице Всевышнего есть только богобоязненность”, как сказано: “Богобоязненность – сокровище Его”».
Рав Хаим из Воложина писал в книге «Нефеш а-Хаим»[2], что от размера сокровищницы богобоязненности, которую человек подготовил, зависит, сколько Торы сможет сохраниться у него. Это подобно тому, как отец раздает своим сыновьям урожай. Каждому он дает столько, сколько сможет вместить его хранилище, заготовленное заранее. Даже если отец щедр и хочет дать сыну намного больше, он не сможет дать ему больше, чем тот может у себя вместить в этот момент. И если сын не подготовил даже маленького хранилища, то отец не сможет дать ему ничего, ведь сыну негде хранить это зерно.
Так и у Всевышнего. Рука его раскрыта для всех, чтобы дать каждому из Его народа много мудрости и разумения, но это зависит от вместительности хранилища богобоязненности, подготовленного человеком, как сказал мудрец: «Если богобоязненность человека предшествует его знаниям, то его знания сохранятся». Поэтому если человек подготовил большое хранилище чистой богобоязненности, то и Всевышний даст ему знания и разумения щедро, чтобы заполнить его.
И этим можно объяснить сказанное (Брахот 55а):
«Всевышний дает мудрость тому, у кого есть знания, как сказано: “И в сердце каждого мудрого сердцем дал Я мудрость”».
И еще сказано:
«Даст от своей мудрости мудрым» (Даниэль 2:21).
Это кажется странным, ведь откуда тогда у человека изначальная мудрость?
Ответ на этот вопрос заключается в том, что богобоязненность тоже называется мудростью, как сказано: «Ведь богобоязненность – это мудрость» (Иов 28:28). И причина этому приведена выше: следует сначала набраться богобоязненности, так как она является надежным хранилищем для знания, и тогда знание сохранится у человека.
И так сказали в «Агадат Берешит» (глава 23): «Обычно человек хвастается: “Я богат. У меня много урожая, вина и масла!”, а люди ему говорят: “А есть ли у тебя хранилище для всего этого? Ведь если у тебя нет хранилища, то у тебя на самом деле ничего нет”. Так и у того, у кого много знаний, но нет богобоязненности, как будто нет ничего».
[1] Авот дераби Натан, глава 22.
[2] Часть 4, глава 5.