«И оградите сынов Израиля от их нечистоты»
Мецора (15:31)
В конце этой недельной главы нам дан приказ – «оградите». Это предупреждение для судей, чтобы они отдаляли евреев от нечистоты (Моэд Катан 5 а). В силу этого предупреждения суд посылал группы работников, которые заново отмечали захоронения. Как известно, в ту пору хоронили в извилистых погребальных пещерах, которые иногда превращались в целые маленькие «поселения». Чтобы предостеречь коэнов, поднимающихся на горы, дабы они по ошибке не прошлись по такой пещере, их границы отмечались известью.
Эта известь смывалась зимними дождями, и от нее ничего не оставалось. В конце зимы суду приходилось заново отправлять людей, которые восстанавливали эти отметки. Обо всем этом рассказывает Гмара. Все понятно: могилы, чистота, коэны, святые места – это все задачи, которые касались целого общества, всей нашей религии.
Однако на той же странице Гмара сообщает, что в этот день суд посылал и другие группы работников – исправлять дороги, ремонтировать улицы и совершать все работы, необходимые для нужд общества. «И если судьи проявили халатность в этом деле, и из-за их бездействия произошла трагедия, Писание оценивает их так, словно они пролили кровь».
Здесь уже возникает недоумение. Для раввинов уготовано почетное место в синагогах. Все ожидают от них «слова Б-жьего» – выступлений и уроков по законам Торы. К раву обращаются, чтобы он организовал свадьбу. Все также понимают, что нужны постановления, связанные с кошерностью пищи, и авторитетное свидетельство для продуктов, производимых на особенно высоком уровне кошрута. И хорошо еще будет, если удостоимся, чтобы все имущественные споры решались только в религиозных судах. Тогда имя Всевышнего не будет позориться из-за обращения в светские инстанции (см. Рамбам, Санедрин 27:7; Шулхан Арух, Хошен Мишпат, гл. 26).
Все это понятно. Но ремонт на дорогах и тротуарах – этим уже должны заниматься городское управление и министерство транспорта. Каким образом раввинский суд связан с этим делом?
Всякий, кто чувствует такое удивление, свидетельствует о себе, что он оторван от настоящего еврейского образа жизни, принятого во всех поколениях. Он также не понимает место Торы в своей жизни. Она не является для него «Учением жизни», охватывающем все жизненные сферы общества и индивидуума. Напомним слова Гмары (Шаббат 114 а): «Какого ученого Торы можно назначить главой общины? Того, у которого спрашивают Алаху в любом месте, и он отвечает».
Это значит, что нет такого вопроса, который касался бы общества или отдельного человека, и на который не было бы ясного ответа в Торе! Глава общины, которому придется решать тяжкие споры в самых разнообразных областях, обязан владеть всеми сокровищами Торы или же (по крайней мере) советоваться по любому вопросу с теми, кто ими владеет, и принимать их мнение. Тогда его ждет успех в любом деле, за какое бы он ни взялся, как обещает Сам Творец: «Слушайтесь Меня, ибо не бывает того, кто слушался бы Меня и проиграл из- за этого» (Дварим Раба 4:5). Каждый, кто советуется со старцами, преуспевает (Шмот Раба 3:8).
И действительно – были ли для народа Израиля лучшие дни, чем в поколении пустыни? Мы следовали за Б-гом под руководством Моше Рабейну и ни в чем не испытывали недостатка. Или же возьмите в пример эпоху царя Давида, божественного псалмопевца, и его сына Шломо – мудрейшего из людей, строителя храма. В его дни серебро было словно камни: «Серебро ни ставилось ни во что во дни Шломо» (Млахим 1, 10:21).
Припомните также и время Хизкии, праведного царя иудейского, который «в любом деле, какое начинал в служении в доме Б-жьем, в Торе и в заповеди, вопрошал Всесильного всем сердцем, делал и преуспевал» (Диврей а-Ямим 2, 31:21). В любую эпоху, когда во главе народа стояли праведники и знатоки Торы, приходило духовное и материальное изобилие. Любой вопрос решался в свете знания Торы – приходил верный ответ и небесная помощь для его применения. Все знали, что ответы на любые вопросы заключены в Торе, и обращались к ее мудрецам, чтобы получить их. Как сказано в трактате Авот (6:1), если кто-то изучает Тору во имя нее, все наслаждаются его советами и мудростью.
И не только мы знаем это. Цари других народов также уважали мудрецов Торы и советовались с ними по всем вопросам. Даниэль был советником Навухаднецара, владыки Вавилона, а Рамбам – египетского правителя. Дон Ицхак Абарбанель состоял при дворе у испанского короля, а раби Ицхак Нунис – у турецкого султана. Если бы удостоились, наша страна и сегодня управлялась бы по законам Торы, и вся ситуация в ней была бы совершенно иной. Но сейчас, пока мы еще не удостоились, пусть каждый посмотрит, как ему выправить свой путь согласно Торе. Пусть ведет хозяйство и решает вопросы в семье, опираясь на советы и наставления, указания и благословения из уст знатоков Торы. Тогда на всех путях его ждет успех!
Рассказывал раби Давид Хай Абухацера: ко мне пришел известный подрядчик и рассказал, как в прошлом приходил к моему отцу – раби Меиру Абухацере, чтобы получить благословение на строительство нового района. Тот попросил его показать строительные планы. Подрядчик развернул чертежи, и мой отец посоветовал ему вначале построить определенную часть, а остальное оставить напоследок. Но поскольку в деньгах не было недостатка, подрядчик построил весь район сразу. Завершив его, он продал квартиры, а городскому совету подал заявление на получение необходимых документов. Там изучили дело и пришли к выводу, что он превысил дозволенное и построил больше, чем ему было отведено. Документы ему согласились дать лишь при условии, что он устранит часть построек – как раз ту часть, которую мой отец советовал не строить!
Теперь этот подрядчик спрашивал меня: «Откуда ваш отец знал, сколько мне разрешено строить, и что планы превышают дозволенное, и что городской совет узнает об этом и решит снести дома, да при том еще именно эту часть?» И я ответил: «Ему не обязательно было знать. Но если он посоветовал не строить эту часть, с его устами был заключен союз Свыше. Кто слушается мудрецов, выигрывает, а кто их игнорирует – теряет».