Статья посвящается

Эта статья еще некому не посвящена
[post-views]

Кто такие тахаши?

[responsivevoice_button voice="Russian Female" buttontext="Слушать в аудио"]

Кто такие тахаши?

Перечисляя различные предметы, использованные евреями в пустыне для постройки переносного Храма, Мишкана, Тора говорит нам, что для внешнего покрытия Скинии и в качестве материала для чехлов святых сосудов необходимо было взять «шкуры тахашей».1

Нигде прежде тахаши упомянуты не были, однако здесь они перечисляются Торой среди остальных приношений для строительства Мишкана наряду с такими простыми и понятными нам материалами как золото, серебро, медь, голубая шерсть, багряница, червленица, лен, козья шерсть, бараньи шкуры, стволы акации, масла и благовония, а так же различные драгоценные камни.

На протяжении всей нашей истории среди еврейских мудрецов велись оживленные дискуссии на тему того, кем же были тахаши и в чем заключалась особенность их шкур.

Материал для обуви?

Единственный раз, кроме уже упомянутого случая, когда Танах говорит о тахашах — это цитата из пророка Йехезкеля, где Бог, обращаясь к еврейскому народу, говорит ему, что после Исхода из Египта «облачил тебя в узорчатую ткань, и обул тебя в кожу тахашей, и опоясал тебя виссоном, и покрыл тебя шелками».2

Из буквального понимания этих слов можно заключить, что шкуры таинственных тахашей подходят для изготовления обуви. И действительно, некоторые мудрецы объясняют, что кожа тахашей была привычной нам всем черной кожей.3

Однако другие комментаторы указывают на то, что стихи из пророчества Йехезкеля не стоит пытаться прочесть буквально, так как они являются метафорическими отсылками к Мишкану. «И я обул тебя в кожу тахашей» — это способ Всевышнего сказать: «Я дал повеление построить Мишкан, покрытый кожей тахашей, чтобы жить среди вас».4 Следовательно, этот стих нельзя рассматривать как указание на то, что в те времена было принято изготавливать обувь из шкур этих животных.

Существует и третье мнение, которое объясняет, что в природе есть два разных вида тахашей: один, из кожи которого можно шить обувь, а другой — о котором сказано в инструкции по строительству Мишкана.5

Цвет или животное

В Иерусалимском Талмуде мы находим целых три мнения относительно природы тахашей:

  1. Рабби Йеуда говорит: «Это был тайнин,6 названный так в соответствии со своим цветом».
  2. Рабби Нехемия говорит: «Это был галактинин».
  3. Другие раввины сказали: «Это было чистое (кошерное) животное, обитавшее в пустыне».7

В интерпретации мнений рабби Йеуды и рабби Нехемии так же существуют различия.

Раввин Давид Хиршель Френкель (1704–1762) в своем комментарии Корбан а-Эйда объясняет, что и рабби Йеуда, и рабби Нехемия считали, что слово «тахаш» относится к пигменту, который использовался для окрашивания козьих шкур, и разница состоит в том, что они описывали разные оттенки этого пигмента.8

С другой стороны, раввин Моше Марголис (1710–1780) в труде Пней Моше пишет, что оба мудреца, напротив, считали, что это было некое живое существо, причем, некошерное, и спор заключается именно в идентификации этого животного.9

Некоторые объясняют, что слово «галактинин» можно перевести как «ласка из другой страны».10

Кошерное животное

Мнение Вавилонского Талмуда совпадает с третьей приведенной нами выше версией из Талмуда Иерусалимского, согласно которой тахаш был неким кошерным животным.11

Но что конкретно это было за существо? Ключ к разгадке этой тайны можно найти в других местах, где Талмуд упоминает тахашей.

Большой разноцветный единорог

Таргум, классический перевод Торы на арамейский язык, называет тахаша «сасгона» или «сасгевона». Талмуд разбирает это слово на две части и объясняет, что животное было так названо потому, что его шкура переливалась (сас) разными цветами (геваним).12

Мидраш, в свою очередь, говорит, что это было большое дикое кошерное животное, имевшее один рог (т.е. это был самый настоящий единорог). При этом длина существа составляла 30 локтей (примерно 15 метров), а егошкура была окрашена в шесть различных цветов.13

Тахаши в наше время

В соответствии с мнением большинства мудрецов, включая Мидраш и Талмуд (а так же классический комментарий Раши), Бог создал существо под названием тахаш специально для того, чтобы евреи могли использовать его шкуру для изготовления покрытий Мишкана. Как таковое, это животное существовало в дикой природе во времена строительства переносного Храма, однако впоследствии было «скрыто» от народов мира, чтобы следующие поколения людей уже не могли воспользоваться его прекрасной шкурой для украшения чего-либо.14

Так сможем ли мы когда-нибудь увидеть тахашей своими глазами?

Возможно.

Рабби Моше Софер приходит к следующему заключению: общий подвид тахашей существует и сейчас, но чудесным образом в период строительства Мишкана некоторые из этих обычно некошерных животных были созданы кошерными, чтобы можно было беспрепятственно использовать их шкуры для убранства самого святого места в стане сынов Израиля.15

Другие объясняют, что этот вид живых существ обычно не встречается в Синайской пустыне, но несколько его представителей чудесным образом оказались там именно тогда, когда их кожа была нужна для изготовления покрытий Мишкана.16

Еще одна мнение гласит, что тахаш — это то же животное, которое в другом месте упоминается как кереш, однако при этом известно, что кереш существовал даже после строительства Мишкана.17

Так что же это все-таки такое?

Многие мудрецы размышляли об идентичности этих живых существ. Некоторые из наиболее популярных возможных вариантов (которые также попали в различные переводы Танаха), известных и в наше время, включают горностая, барсука, тюленя, антилопу, окапи, зебру и жирафа.

Ясно, что многие из этих предположений не совсем соответствуют данным, которыми делятся Талмуд и Мидраш. И если тахаши на самом деле были созданы исключительно для использования их кож в Мишкане, у нас нет возможности правильно их идентифицировать.

Основываясь на этой идее, Любавический Ребе объясняет, что уникальность тахашей заключалась в том, что это было единственное сотворенное Всевышним существо, которое использовалось исключительно для святых целей. И таким образом, пример тахаша наглядно иллюстрирует, что конечная цель всех творений этого мира — это служение Богу.

Так пусть же мы будем удостоены того, чтобы Третий Храм был построен в скором времени, в наши дни, и благодаря этому мы смогли бы реализовать эту идею! 18


Сноски

  1. Шмот, 25:5, 35:7.
  2. Йехезкель, 16:10.
  3. См. комментарий рабби Саадьи Гаона и рабби Авраама бен а-Рамбама на Шмот, 25:5.
  4. См. Таргум и комментарий маари Кара на тот же стих.
  5. См., например, рабби Элияу Мизрахи на Шмот, 25:5.
  6. Речь идет о сине-фиолетовом оттенке, который в природе можно наблюдать у гиацинтов.
  7. Иерусалимский Талмуд, Шабат, 2:3, 2:4.
  8. Там же.
  9. Там же.
  10. См. Мусаф а-Арух, галактинин.
  11. Талмуд, Шабат, 28а-б.
  12. Талмуд, Шабат, 28a.
  13. Мидраш Танхума, Трума, 6.
  14. См. Иерусалимский Талмуд, Шабат, 2:3, и Мидраш Танхума, Трума, 6.
  15. Хатам Софер, Нида, 51б.
  16. Сихат Хулин, стр. 417.
  17. См. Иерусалимский Талмуд, Шабат, 2:3.
  18. Торат Менахем 5752, т. 1, стр. 148, примечание 31.
Скачать наше приложение
Вам понравилась статья? Поделитесь ею с друзьями!
Facebook
VK
OK
Telegram
WhatsApp
Skype
Еще от Автора
Спонсировать

Вы можете помочь нашим проектам, урокам и программам

SSL Security 100% безопасный перевод

Случайные статьи из рубрики Биография
Возможно, вам это понравится!
Перейти к содержимому