Вопрос:
Обязан ли не еврей, когда поклянется, действительно соблюдать свою клятву или не обязан?
Ответ:
На примере Авраама и Авимелеха (Берешит, 21:22-33), а позже Ицхака и Авимелеха (Берешит, 26:26-33), когда они поклялись друг другу соблюдать договор, мы видим, что не еврей так же, как и еврей, обязан выполнять свою клятву, ведь, если бы он не был обязан это делать, какой в ней смысл?
Со слов наших мудрецов (Санедрин, 105а) мы знаем, что Лаван называется грешником из-за того, что нарушил свою клятву.
Из слов Тосафот (Авода Зара, 5:2) мы тоже учим: если не еврей дал обет принести жертвоприношения, то обязан это выполнить и принести их.
Однако может возникнуть вопрос, почему не еврею запрещено нарушать клятву, ведь запрет нарушать свое слово («Если человек даст обет Богу или поклянется клятвой, приняв запрет на себя, то не должен он нарушать слова своего. Все, что он сказал, должен он исполнить», Бемидбар, 30:3) не является одной из 7 заповедей детей Ноаха?
Подробно этот вопрос разбирает рав Йеуда Розанес (1657-1727, гл. раввин Турции) в своем труде Мишне ламелех. Он пишет, что, возможно, поскольку клятва в иудаизме – это клятва с Именем Творца (т.е. человек сообщает, что то, что он говорит или обещает верно и будет исполнено настолько, насколько истинно существование Творца), то для еврея запрет нарушать клятву является частью запрета богохульства. И, как очевидно, для не еврея тоже.
Рав Хаим Каневский предлагает дополнительный ответ, основываясь на сказанном Рабейну Нисимом Гаоном (к. 10 – сер. 11 в.в., рабейну Нисим бар Яаков один из выдающихся деятелей Северной Африки), что, помимо 7 заповедей, не еврей обязан выполнять такие заповеди, которые обязывает соблюдать человеческая логика (как и милосердие, почитание родителей и т.п.). Выполнять клятву, утверждает рав Хаим, также «логичная» заповедь, поэтому не еврей обязан ее выполнять.
Знаете ли вы, что мы делаем рассылку для не евреев о 7 заповедях? Хотите ее получать?
Нажмите тут!