В чем ошибка Кораха?
Одно из возражений Кораха, которые он высказал Моше Рабейну, состояло в том, что весь еврейский народ свят, а поскольку так, то он не нуждается в предводителях.
На первый взгляд может показаться, что Тора подтверждает эти его слова, ведь она не раз называет наш народ святым.
Так в чем же была ошибка Кораха?
Рав Шимшон Рафаэль Гирш объясняет: в действительности эти стихи подразумевают, что у всех евреев есть святая миссия и на них возложено её выполнять, таким образом всё больше приближаясь к Богу. Однако они еще не достигли той святости, которая является высочайшей ступенью близости к Творцу.
Продвигаясь путями этого мира, человек идёт в полнейшей мгле – материальность мира скрывает от него препятствия, на которые он может натолкнуться, и искажает картину мира так, что зло кажется добром, а добро – злом. На этом полном испытаний пути особенную роль играет духовное руководство праведников, которые уже проделали свой путь к святости и пророчеству. Только праведники, которые на самом деле знают, как приблизиться к Творцу и стать святым, могут и другим подсказать, как это сделать.
Вот почему Моше и Аарон нужны в своем поколении, почему нужны коэны, пророки и духовные руководители в каждом из поколений.
Парк в виде лабиринта
Рамхаль в книге Месилат Йешарим уподобляет этот мир парку, созданному в виде лабиринта — так для развлечения делали в своих усадьбах аристократы.
Он пишет: «Зелёные насаждения образуют там сплошные стены, а между ними – множество извилистых и запутанных тропинок, похожих одна на другую. Не все эти тропинки ведут к павильону, находящемуся в центре. Среди них есть как верные, на самом деле приводящие к цели, так и ложные, уводящие от нее. Идущий по этим тропинкам не может увидеть, на верной он находится тропе или на ложной, ведь все они одинаковы, и невозможно их отличить. Если только, конечно, он не знает дорогу, потому что однажды уже побывал в этом лабиринте и достиг цели. А находящийся в павильоне видит перед собой все пути и отличает истинные от ложных. И он может предостеречь идущих, сказав: “По такой-то дороге не следует идти, надо держаться другой”. Тот, кто выберет поверить ему, достигнет цели. А кто не пожелает его слушать и захочет “следовать за своими глазами” – обязательно потеряется и цели не достигнет».
Постоянно видеть цель — залог успеха
Из того, что Тора много раз говорит о цели, которую должны достичь евреи, мы учим следующий принцип: только тот, кто постоянно видит перед собой цель, сможет преуспеть на своем пути и достичь её. Такой человек ни за что не даст неудачам себя победить или сбить с толку.
Даже находясь на самых начальных стадиях духовной работы, человек должен знать цель и иметь идеалы, к которым должен стремиться, постоянно помня о них. Это поможет ему выбрать верное направление и не заблудиться.
И так сказали наши мудрецы: «Обязан каждый человек спросить себя: когда же мои поступки будут подобны поступкам праотцов Авраама, Ицхака и Якова?» Из этого мы видим, что даже самый обычный человек должен стремиться к тому, чтобы в конечном счете в своих поступках уподобиться величайшим праведникам, когда-либо жившим на земле.
Известно высказывание Наполеона: «Плох тот солдат, который не мечтает стать генералом». Человек, который не стремиться достичь высочайших духовных высот и ограничивается тем уровнем, на котором находится, никогда не сможет полноценно выполнять духовную миссию даже своего нынешнего уровня.
Перевод: Этель Дрейшнер