В Талмуде1 задается вопрос, почему каждый вечер Хануки мы зажигаем на одну свечу больше, чем накануне, и приводится два ответа:
1) Потому что нам важно обозначить, какой по счету день Хануки начинается.
2) Потому что в вопросах, касающихся святости, мы всегда хотим увеличивать, а не уменьшать.
Многие мудрецы указывают на то, что между этими двумя причинами существуют принципиальные различия, которые имеют практические последствия в отношении законов зажигания ханукии. Но, пожалуй, начнем объяснение с предыстории.
Три уровня исполнения заповеди
Талмуд2 описывает три уровня выполнения заповеди зажигания ханукальных свечей:
1) Основной, первый, заключается в том, чтобы каждый вечер Хануки глава семьи зажигал одну свечу от имени всех домочадцев.
2) В семьях тех, кто устрожает в соблюдении заповедей, каждый зажигает свою отдельную ханукию.3
3) А те, кто устрожает больше всех, увеличивают4 количество свечей с каждым вечером.
Уровень устрожений
В вышеприведенных уровнях есть одна деталь, которая нуждается в уточнении. Является ли третий уровень соблюдения (самое сильное устрожение) отдельным уровнем, или же он включен во второй и выступает просто как частный случай?
Мнения мудрецов расходятся. Тосафот считает, что он не рассматривается как дополнение к обычному устрожению в зажигании ханукии. Так что фактически третий уровень предусматривает, что свечи зажигает только глава семьи и каждый вечер прибавляет по одной.5 Однако, по словам Маймонида, его все-таки следует воспринимать как дополнение ко второму, а это значит, что все члены семьи зажигают свои ханукии и прибавляют по одной свече с каждым вечером.6
Комментаторы объясняют, что это разногласие основано на понимании причины того, почему же следует в течение всего праздника увеличивать количество зажигаемых свечей.7
Если это правило нужно для того, чтобы обозначить, какой день Хануки начинается, то достаточно одного зажигающего, потому что если зажигать буду все домочадцы, может возникнуть путаница.
Однако, если причина в том, что мы стараемся прибавлять в вопросах святости, то не имеет никакого значения, сколько людей зажигают свечи, если все они увеличивают количество источников света. Таким образом, самый высокий уровень устрожения в зажигании ханукальных свечей может считаться дополнением к обычному устрожению, а потому своя ханукия должна быть у каждого члена семьи.
И надо заметить, что среди ашкеназских общин действительно широко распространен обычай, согласно которому каждый член семьи зажигает отдельно.8
За пределами привычного
Хотя теоретически заповедь зажигания ханукальных свечей можно соблюдать на разных уровнях, на практике она уникальна тем, что у подавляющего большинства евреев есть привычка исполнять ее наилучшим образом, следуя третьему уровню.
Некоторые объясняют, что это отражает уникальность чуда, которое длилось восемь дней. В отличие от многих других чудес этого праздника, в том числе от победы над греческой армией, чудо с маслом, казалось бы, было ненужным (тем более, что в сложившихся обстоятельствах евреям все равно разрешалось использовать в Храме масло, оскверненное греками). Но все же Бог явил это чудо как выражение Своей глубокой любви к Своему народу, который с великим самопожертвованием прошел страшную войну, чтобы вернуть себе право соблюдать Его заповеди.
Таким образом, в некотором смысле, суть праздника заключается в необходимости выйти за пределы базовых требований. Именно по этой причине универсальный обычай состоит в том, чтобы зажигать ханукию самым тщательным образом, устрожая сильнее, чем всегда, что символизировало бы нашу великую любовь к Богу и Его великую любовь к нам.9
Сноски
- Талмуд, Шабат, 21б.
- Там же.
- Между мудрецами существует разногласие, является ли на этом уровне глава семьи тем, кто зажигает от лица всех, или каждый зажигает сам за себя. См. Рамбам, Хилхот Ханука, 4:1, и Рама, Орах Хаим, 471:2.
- Это предмет споров между школами Бейт Шамай и Бейт Гилель. Ученики Бейт Шамай считали, что в первый день необходимо зажигать восемь свечей, а с каждым следующим — на одну меньше. Бейт Гилель, напротив, убеждали, что в течение всего праздника свечи нужно зажигать по нарастающей, начиная с одной в первый вечер, пока в последний ханукия не будет зажжена полностью. Алаха была постановлена в соответствии с мнением Бейт Гилель.
- Тосафот, Талмуд, Шабат, 21б.
- Мишне Тора, Хилхот Ханука, 4:1.
- См. Биркей Йосеф, Орах Хаим, 671:1; При Хадаш и Биур ха-Гра на Шулхан Арух, Орах Хаим, 671.
- См. Рама, Шулхан Арух, Орах Хаим, 671:2; см., однако, Шулхан Арух, 671:2, где определяется, что самый высокий уровень устрожения должен ограничиваться одной ханукией на семью. В то время как многие сефардские общины следуют этому правилу, другие все же следуют мнению Маймонида.
Кроме того, некоторые указывают на то, что на самом деле в наши дни, когда каждый из нас зажигает свою ханукию, беспокойство Тосафот о возможной путанице больше не актуально. Таким образом, каждый, кто каждую ночь лично участвует в том, чтобы увеличивать количество света, может таким образом следовать обеим причинам, изложенным в этой статье.
- См. Ликутей Сихот, т.1, стр. 92.