Статья посвящается

Эта статья еще никому не посвящена. Нажмите тут, чтобы её кому-то посвятить!

Словарь праздника Суккот

Суккот — время нашей радости. Основные понятия и термины, связанные с этим праздником.

Еврейский праздник Суккот имеет множество красивых традиций и обычаев, а также с ним связано немало специальных понятий, неизвестных тем, кто только начинает знакомиться с еврейским календарем. Вот краткое руководство по некоторым ключевым понятиям, связанным с этим прекрасным осенним праздником – одним из трех, особо упомянутых в Торе.

Ананей а-Кавод

Центральная заповедь праздника Суккот — находиться во временных шалашах под открытым небом, которые так и называются: суккот (мн. ч. от слова «сукка»). Тора об этом говорит следующее:

«В шалах живите семь дней; каждый житель страны в Израиле должен жить в шалаше. Дабы знали поколения ваши, что в шалашах поселил Я сынов Израиля, когда вывел их из страны Египетской. Я Бог, Всесильный ваш».1

Талмуд отмечает, что самые первые суккот, в которых жили наши предки, скитаясь по пустыне после того, как покинули Египет — это были особые шалаши. Как учил великий мудрец рабби Элиэзер, они были не из земных материалов вроде соломы или веток, а из чудесных Облаков Славы — на иврите Ананей а-Кавод, — Всевышний послал их в помощь нашим предкам, чтобы максимально облегчить их путь к Земле Израиля.2

Однако следует иметь в виду, что заповедь строить сукку установлена в память не о первых Облаках Славы, которые рассеялись, когда евреи создали золотого тельца, а в память о тех, которые возвратились в стан, когда Всевышний повелел построить Мишкан (Скинию Завета), чтобы Самому обитать в нем, и больше не покидали народ Израиля в течение всего периода странствий по пустыне.

Окруженные Облаками Славы вместо стен, пола и потолка, евреи не страдали от перепадов температуры, не пачкались ни песком, ни пылью, не страдали от живности, обитающей в песках. А кроме того, Облака чудесным образом поддерживали в идеальном состоянии тела людей и их одежду, так что не было потребности ни в мытье, ни в стирке, ни в новой одежде.

Конечно, наши шалаши из простых, примитивных материалов, однако все же они напоминают нам о тех, первых, и о том, что мы живем в объятиях любящего нас Бога.

Сукка

Когда погода становится прохладной, обычно люди проводят больше времени в помещении. Но у евреев не так. Мы строим временные шалаши на улице, чтобы отпраздновать праздник Суккот. Сукка — это временная постройка.

Строительство сукки регулируют многие правила. Например, шалаши должны иметь как минимум 2,5 стены и крышу, покрытую схахом (см. ниже), что обеспечивает больше тени, чем света внутри, но все же позволяет, сидя в сукке, видеть звезды.

Высота от земли до верхнего покрытия, схаха, не должна превышать 20 локтей (960 см) и быть меньше 10 ладоней (80 см). Длина и ширина сукки не должны быть меньше 7 ладоней (56 см).

Нельзя исполнить заповедь находиться в сукке, если постройка краденная. Поэтому ее не ставят в общественном владении (специальное понятие, которое следует изучить), иначе происходит как бы присвоение чужой земли.

Кроме всего, эти жилища должны быть действительно временными, поэтому сукка считается кошерной только в том случае, если она не стоит полностью собранной в течение всего года.

Построить собственную сукку желательно, но не обязательно: многие во время праздника посещают шалаши друзей или общины.

Мужчинам старше 13 лет следует проводить все приемы пищи, включающие хлеб, сидя в сукке, и это абсолютный минимум. На деле большинство религиозных евреев прилагают все усилия, чтобы вообще по возможности не есть вне сукки, причем, не только мужчины, но и остальные члены семьи. Трапезам же, которые проводят в сукке, предшествует особое благословение:

«Благословен Ты, Господь Бог наш, Владыка Вселенной, повелевший нам сидеть в сукке».

Просто посидеть в сукке, расслабиться и провести время с друзьями или даже в одиночестве — ключевая часть радости этого праздника.

Многие мужчины еще и спят в своих шалашах, причем не только в тех странах, где погода в этот сезон действительно теплая. И хотя, если идет дождь, необязательно сидеть в сукке, мы нередко стараемся это сделать, потому что там испытываем особую радость.

Схах

Сукка, как уже упоминалось, это временный шалаш, покрытый схахом (на иврите «кровля», «солома»). Крыша сделана из полностью натуральных растительных материалов. Некоторые используют в этих целях свежие ветки деревьев, другие — бамбуковые циновки, которые можно свернуть и хранить до следующего Суккота.

Схах, покрывающий сукку, должен давать сидящим внутри больше тени, чем света, при этом быть достаточно тонким и ни в коем случае не сплошным, чтобы, сидя в шалаше, мы могли видеть звезды.

Итур мицва

Слово итур на иврите означает «украшение», а мицва — «заповедь». В иудаизме существует важная традиция не просто выполнять заповеди согласно букве закона, но и делать все возможное, чтобы этот процесс сделать более красивым и величественным.

Наши мудрецы находят намек на это предписание в словах Торы: «Это Всесильный мой, и я прославлю Его, Всесильный отца моего – Его превознесу».3

Благодаря традиции Итур мицва, например, многие свитки Торы венчают царственные серебряные короны, во время праздничных трапез принято использовать красивую посуду, а многие молитвы поют на особые, праздничные мотивы.

Что же касается праздника Суккот, то в качестве украшения его заповедей многие евреи развешивают внутри сукки различные картины, детские рисунки, цветы, гирлянды из искусственных фруктов и любые другие красивые детали интерьера, превращая эти скромные временные шалаши в настоящую обитель праздника.

Ушпизин

Каждый вечер Суккот принято приглашать гостей, физических и духовных, чтобы они разделили с нами радость праздника и приняли участие в праздничной трапезе.

Имя особых духовных гостей Суккота – а их называют Ушпизин, — происходит из арамейского языка, который используется в Талмуде.

В еврейском мистическом учении Каббала сказано, что еда в сукке считается особо священной, благодаря чему мы имеем духовную привилегию «принимать у себя в гостях» знаковых представителей еврейской истории.

В первый вечер принято символически приветствовать праотца Авраама. Во второй — его сына Ицхака. В третий — сына Ицхака, Яакова. В четвертый вечер — Моше Рабейну. В пятый — его брата, Аарона-первосвященника. В шестой — мы приветствуем Йосефа, а в седьмой — царя Давида (в некоторых общинах порядок несколько иной).

Некоторые даже ставят в сукке для ушпизин особенно красивое кресло.

И, конечно, мы рады приветствовать за своим праздничным столом гостей из плоти и крови. Заповедь гостеприимства — ахнасат орхим, возложена на евреев круглый год, это одно из фундаментальных правил еврейского дома. В Суккот традиционно принято исполнять эту мицву с особо готовностью, в том числе приглашая в свои шалаши бедных и нуждающихся, а также раздавая пожертвования, чтобы помочь как можно большему числу евреев с неподдельной радостью отпраздновать Суккот в атмосфере веселья и уюта.

Арба миним

Еще одна из ключевых заповедей этого праздника — Арба миним (буквально «Четыре вида»). Это букет из собранных вместе четырех видов растений, объединение которых имеет глубокий и разнообразный смысл. Тора нам заповедует:

«И возьмите себе в первый день плод дерева великолепного, лист пальмовый, и ветвь мирта, и ив речных, и веселитесь пред Господом, Богом вашим, семь дней».4

Каждое утро в праздник Суккот, за исключением Шабата, евреи берут в руки все эти четыре растения и произносят особое благословение (при этом ветви держат в одной руке, а плод — в другой). Произнеся благословение и крепко держа растения вместе, мы делаем ими символические взмахи вверх и вниз, вперед и назад, влево и вправо, как бы тем самым указвая, что Бог пребывает повсюду.

Существуют и другие объяснения. Например, в Гемаре (Сука, 37) сказано: взмахивают – чтобы предотвратить суховеи, поднимают и опускают – чтобы не выпадала вредная для растений роса.

Арба миним широко известны под своими ивритскими названиями: этрог (цитрон), лулав (пальмовая ветвь), адас (ветвь мирта) и арава (ветвь ивы). Что касается того, что именно символизируют этих растения, существует множество интересных объяснений, но мы затронем только некоторые из них.

Этрог

Многие отмечают, что форма этрога напоминает сердце, форма лулава похожа на прямой позвоночник, листья мирта имеют что-то общее с разрезом глаз, а листья ивы напоминают губы. Вместе эти четыре растения напоминают нам, что, выполняя эту уникальную заповедь, мы задействуем все свои органы. И, конечно же, прилагаем максимальные усилия к тому, чтобы все 4 вида были кошерными с точки зрения закона.

Есть у этих 4 растений и другие особенности, которые имеют глубокое значение. Например, у этрога прекрасный цитрусовый запах, а если плоды выращивают на частных фермах (без большого количества пестицидов, которыми частенько не брезгуют большие коммерческие предприятия), то и вкус у плода изумительный. Это растение уподобляют человеку, который много изучает Тору и совершает множество добрых дел.

Пальма дает вкусные финики, но листья ее не имеют запаха, поэтому лулав уподобляют человеку, который изучает Тору, но не совершает добрых дел.

У мирта же все наоборот: листья адаса потрясающе пахнут, но растение не дают плодов, поэтому его уподобляет человеку, который славится добрыми делами, однако не знает Тору.

А у ивы нет ни запаха, ни вкуса: с аравой сравнивают евреев, которые не могут похвастаться ни знаниями Торы, ни добрыми делами.

Несмотря на все упомянутые различия, которые они олицетворяют, все эти четыре растения должны быть собраны вместе, чтобы, произнеся соответствующее благословение, мы выполнили эту заповедь. Но если хотя бы одно из них будет отсутствовать или окажется некошерным, заповедь не засчитается.

В этом кроется важный намек на сущность еврейского народа: независимо от нашего уровня знаний или праведности, мы все представляем единый организм, все частички которого тесно взаимосвязаны.

Важно, что исполнить заповедь Арба миним можно только при свете дня. Как правило, это делают перед едой.

Хаг самеах

Слово хаг в переводе с иврита означает «праздник». А самеах — «радостный». На все еврейские праздники принято желать евреям «Хаг самеах», а в Суккот это особенно уместно.

Дело в том, что, говоря о Суккоте, Тора чаще всего использует слово радость — симха. Даже в молитвах этот праздник называется зман симхатейну – «время нашей радости».

Суккот в Израиле приходится на начало сезона дождей, от которых очень зависит плодородность земли, и еще с древних времен праздник ассоциируется с водой. Когда существовали древние Иерусалимские Храмы, евреи со всей Земли Израиля собирались в столице, чтобы отпраздновать Суккот.

Каждую ночь праздника люди пели и танцевали, двигаясь от Храма до близлежащего источника, откуда черпали кувшинами холодную чистую воду, и, принося ее в Храм, выливали на жертвенник. Улицы города были наполнены музыкой и весельем. Талмуд говорит, что «тот, кто не видел празднования возлияния воды, никогда не видел настоящего праздника».5

Холь а-моэд

В Земле Израиля Суккот длится 7 дней, после чего наступает следующий праздник — Шмини Ацерет.

Однако за пределами Израиля, в диаспоре, ко всем Шалош регалим (см. ниже) добавляется еще один день. Таким образом, Симхат Тора становится не восьмым, а девятым днем Суккота.

Первый и последний дни (в диаспоре первые два и последние два дня) праздника отмечаются частичным воздержанием от привычной работы, то есть как Йом товы. В эти дни евреи не пользуются автомобилями, компьютерами или телефонами, не занимаются бизнесом и т. д.

Средние же 5 дней праздника, отличаются тем, что имеют меньше ограничений, а называются они Холь а-моэд (буквально «будний день праздника»).

Ошана Раба

Говорят наши мудрецы, что в последний день Суккота — в Ошана Раба, наш Божественный судебный приговор на новый год, который вынесен в Рош а-Шана, а в Йом Кипур скреплен печатью, больше не подлежит обжалованию.

С этим связаны особые обычаи этого дня, например, то, что во время утренней молитвы в синагоге прихожане достают из Ковчега Завета все имеющиеся там свитки и, двигаясь по кругу, ходят с ними по залу, читая молитвы о спасении (слово ошана в переводе с иврита означает «спаси нас»).

В конце молитвы принято ударять о пол пучками из ивовых ветвей – таким образом мы просим Всевышнего предотвратить вступление в силу особенно болезненных для нас приговоров.

А еще Ошана Раба — это последний день, когда трапезы в обязательном порядке проводят в сукке. Поэтому многие готовят особую праздничную трапезу, хотя это уже не Йом тов, а заключительный день Холь а-моэда.

Шалош регалим

В древние времена ежегодно еврейские мужчины (а иногда с ними и целые семьи) трижды совершали паломничество в Храм, собираясь со всего Израиля и даже из-за его пределов — на три великих праздника, упомянутых в Торе в связи с Исходом из Египта: Песах, Шавуот и Суккот.

«Три раза празднуй Мне в году», — повелевает Тора.6

На иврите все эти три праздника называются Шалош («три») регалим («пешее паломничество»; от слова регель – «нога»).

Шмини Ацерет

Этот день примыкает непосредственно к Суккоту, однако уже считается отдельным праздником.

Шмини на иврите означает «восьмой», а Ацерет – «собрание». Талмуд объясняет, что, когда евреи готовились завершить праздник Суккот, покинуть свои шалаши и вернуться домой — а во времена Храмов, соответственно, направиться из Иерусалима в свои города — Всевышний хотел провести с ними еще немного времени.

«…Вездесущий сказал им: «Прошу вас, устройте для Меня небольшое пиршество, чтобы Я получил удовольствие от вашего общества…»».7

В Шмини Ацерет многие евреи продолжают есть в сукке, однако при этом уже не произносят специальное благословение на то, чтобы есть в ней.

Широко распространен обычай, начиная с Рош а-Шана и до самого конца Суккота, обмакивать халу в мед, а не в соль, как мы делаем на протяжении остального времени года. В Шмини Ацерет мы возвращаемся к привычным устоям, и соль возвращается на стол. И все же некоторые, начиная трапезы этого дня, еще обмакивают халу сначала в мед, а затем еще и в соль.

Симхат Тора

Этот праздник тоже отличается от Суккота, а наступает он сразу после него.

В Израиле Симхат Тору отмечают в тот же самый день, что и Шмини Ацерет. Однако в диаспоре это отдельный праздник, который следует за ним.

Каждый год в синагоге утром по субботам, понедельникам и четвергам в общинах читают соответствующие главы Торы. Так формируется годовой цикл чтения.

Симхат-Тора — это праздник, когда мы читаем последнюю главу Пятикнижия под названием Ве-зот а-браха из книги Дварим, а после этого сразу перематываем свиток и начинаем читать его с самого начала – с первых разделов книги Берешит. Это сопровождается радостным пением и танцами — так мы выражаем свою любовь к Торе.

Тот факт, что мы начинаем читать Тору с самого начала сразу же, как только закончили предыдущий цикл, напоминает нам о том, что она вечна, как и Сам Всевышний, и никогда не следует прекращать ее изучение.

Пусть же Суккот станет для вас и вашей семьи настоящим праздником радости!

Сноски

  1. Ваикра, 23:42-43.
  2. Талмуд, Суккот, 11б.
  3. Шмот, 15:2.
  4. Ваикра, 23:40.
  5. Мишна, Сукка, 5:1.
  6. Шмот, 23:14.
  7. См. коммент. Раши на Бемидбар, 29:35.

Источник

Была ли эта информация полезной?

Да
Нет
Спасибо за ваш отзыв!
Скачать наше приложение
Вам понравилась статья? Поделитесь ею с друзьями!
Facebook
VK
OK
Telegram
WhatsApp
Skype
Еще от Автора
Спонсировать

Вы можете помочь нашим проектам, урокам и программам

Maaser Truma

Дорогой ,

Пожалуйста, выполните перевод на сумму на выбранную вами карту.

🇷🇺 Сбербанк карта — 220 220 363 423 9752
🇺🇦 Карта Альфа Банка - 5168 7520 0634 9925 на имя Веретельник Илона Александровна

Большое спасибо!
Рав Реувен Куклин

SSL Security 100% безопасный перевод

Посвятить статью

Dedicate Article

Внимание!

После отправки данной формы, статья будет обработана в течение 48 часов.

Случайные статьи из рубрики Биография
Возможно, вам это понравится!
Перейти к содержимому