Статья посвящается

Эта статья еще некому не посвящена
[post-views]

Слова Торы, которые слаще, чем мёд…

[responsivevoice_button voice="Russian Female" buttontext="Слушать в аудио"]

Учил Бар Капара: «Иерусалимские изготовители благовоний говорили: «Если бы положили в них (воскурения для храмовой службы) немного мёда — во всём мире никто бы не смог устоять перед запахом их». (Иерусалимский Талмуд Йома 4, 5, лист 23а)

И учил Бар Капара: «Если бы добавил в неё толику мёда — ни один человек не устоял бы перед запахом их, однако сказала Тора: «Ибо всякая закваска и всякий мёд, не воскуряйте из них воскурения для Б-га». (Седер рав Амрам Гаон Маамадот, первый день)

Не гоняться за сладеньким

На первый взгляд, непонятно, что нового сообщает нам здесь Бар Капара: ведь мы и так знаем, что Тора запрещает добавлять мёд в храмовые благовония?

«Сефер а-Хинух» (117) так объясняет причину этого запрета, в соответствии с буквальным смыслом сказанного в Торе:

И относительно недопустимости мёда в Храме скажем детям юным, для того, чтобы строго воспитать их, что причина этого подобна причине, по которой человеку необходимо как можно меньше гоняться за кушаньями сладкими, подобно обычаю обжор и чревоугодников, которых постоянно тянет на всё сладкое, и чтобы обращал человек сердце своё только к кушаньям, полезным телу его и необходимым для жизнедеятельности его, и сохраняющим здоровье органов его. И поэтому подобает всякому человеку, обладающему разумом, не стремиться в еде и питье его к услаждению осязания глотки (чувства вкуса). И если бы умудрились сыны человеческие, поняли бы, что весь смысл чувства осязания (включающего чувство вкуса) — позор для них, тем более, что не подобает им стремиться к удовлетворению его и получать удовольствие от него, а только в мере, необходимой по природе непреложной. И некие из мужей мудрости написали: «Чувство осязания, которое является позором нашим».

На первый взгляд, можно увидеть в этих словах «Сефер а-Хинух» крайне жёсткий подход к воспитанию детей. Согласно такому подходу, нежелательно, чтобы, приходя в Храм, дети получали удовольствие от сладостей и красивой жизни. Вместо этого необходимо держать их там в ежовых рукавицах.

Такой подход, казалось бы, противоречит современному подходу к воспитанию детей, на котором в наши дни основано и еврейское религиозное воспитание. В основе этого подхода лежит желание сделать учебный процесс источником удовольствия, показать ребёнку красоту Торы и дать ему ощутить сладость её изучения и исполнения её заповедей. Существует древний хасидский обычай («Махзор Витри» 508, Часть 2, стр 628. «Рокеах» 296, Иерусалим 1960 ), согласно которому, начиная обучать ребёнка буквам, следует сначала написать весь «Алеф-Бет» на листе мёдом, а затем дать ребёнку слизать его, чтобы он смог ощутить сладость Торы. Помимо этого в наше время принято раздавать сладости детям, приходящим в синагогу. На первый взгляд, получается, что подход автора «Сефер а-Хинух» прямо противоречит описанному выше подходу к воспитанию детей.

Главное — не в еде!

Как-то раз я пригласил к себе домой на вечернюю трапезу в субботу одного чрезвычайно состоятельного еврея вместе с послом Государства Израиль в России. Этот магнат никогда в жизни не сталкивался с Шаббатом ни в теории, ни на практике. И для него это была первая возможность посетить настоящую субботнюю трапезу. В первый раз он смог увидеть, как вся семья поёт «Шалом Алейхем», как благословляют детей, как делают кидуш и как за трапезой поют субботние песни. После многих часов, проведённых в традиционной атмосфере Шаббата, после того, как было произнесено послетрапезное благословение «Биркат а-Мазон» посол обратился к богачу и спросил его: «Уважаемый, это ваш первый раз за традиционным субботним столом. Скажите, пожалуйста, что произвело на вас наибольшее впечатление?» Еврей подумал минуту и ответил: «Жареная курица, которую приготовила хозяйка!» Всякий раз, когда мы встречаемся с этим послом, ныне уже бывшим, он с улыбкой напоминает мне эту историю.

Давайте представим себе еврейского мальчика, которого родители в первый раз берут с собой в Иерусалимский Храм на праздник. Можно исписать целые тома в попытке передать всю массу впечатлений, которые этот мальчик мог получить от путешествия и от нахождения во время праздника в Иерусалиме. Впечатления от первого в жизни посещения Храма, от наблюдения за коэнами во время их служения и благословения народа, от песнопений левитов, от созерцания великого коэна во всём его великолепии, от принесения жертв и от вкуса жертвенного мяса. Хотим ли мы, чтобы самым ярким воспоминанием этого мальчика по возвращении домой был бы райский вкус шашлыка с мёдом, который он ел во время праздника? Или мы хотели бы, чтобы в его памяти запечатлелись вещи более духовного плана, чтобы он приобрёл духовный опыт, способный остаться с ним на долгие годы?

И сегодня трудно без содрогания слышать от евреев, впервые побывавших в Израиле и святом городе Иерусалиме, о том, что наиболее ярким впечатлением от поездки было посещение некого ресторана или пляжа.

По моему мнению, «Сефер а-Хинух» совсем не против того, чтобы дети ощущали сладость, связанную со сферой духовного. В особенности это справедливо в отношении изучения Торы, как сказано в Талмуде (Псахим 50б): «Поскольку, делая не «во имя», придёт к тому, чтобы делать «во имя». Другими словами, изучение Торы и исполнение заповедей из меркантильных соображений является вполне легитимным, поскольку, в конце концов, это приведёт к изучению и исполнению, лишённому сторонней мотивации. Праздничное восхождение в Иерусалим и посещения Храма, однако, требуют особого отношения. В этой ситуации, в которой ребёнок сталкивается как с элементами внешней эстетики, так и с вещами глубокого внутреннего смысла, Тора хотела быть уверенной, что ребёнок прежде всего обратит внимание на духовные переживания, а не на удовольствия, связанные с материальным.

Теперь мы можем наконец-то понять слова Бар Капары, сказавшего, что никто не смог бы устоять перед запахом храмовых воскурений, если бы в них добавили чуть-чуть мёда. Такой запах, действительно, был бы ни с чем не сравнимым, но Тора не хотела, чтобы посещение Храма и Иерусалима превратилось в некое подобие посещения парижской парфюмерной ярмарки. Тора не была заинтересована, чтобы человек, идущий на праздник в Иерусалим, говорил бы товарищу: «Тебе стоит пойти в Иерусалим: ведь нигде больше ты не сможешь насладиться изысканным запахом храмовых благовоний».

Популизм не даст долговременных результатов

Помимо этого можно объяснить слова Бар Капары ещё одним образом.

Главы общин нередко приходят к раввинам и говорят им: «Уважаемый раввин, мы можем сделать так, чтобы синагога была битком набита людьми, но только если вы разрешите нам, ну, скажем, организовать автобус в синагогу в Шаббат, или пользоваться в Шаббат микрофоном, или…» Есть множество вещей, которые мы могли бы сделать для того, чтобы сделать еврейскую религию самой популярной религией в мире.

Достаточно взглянуть на разнообразные центры «каббалы», лишившие её всякой связи с еврейством и превратившие её в отдельную от иудаизма религию. Множество известных людей, в большинстве своём неевреев, приходят в эти центры, чтобы закупиться красными ниточками и всяческими книгами по «каббале». А ведь всё началось с внесения незначительных изменений в еврейскую традицию и Тору.

Но, может быть, именно так и стоит поступать? Может быть, именно этого и ожидает от раввинов Тора? Может быть, стоит быть более гибкими?

На этот вопрос отвечает Бар Капара: «Однако сказала Тора: “Ибо всякая закваска и всякий мёд, не воскуряйте из них воскурения для Б-га!”» (Седер рав Амрам Гаон Маамадот, первый день).

Нашей задачей является соблюдение заповедей Торы, а не погоня за популярностью. Популярность приходит и уходит, а Тора требует преемственности и постоянства.

Не из-за того, что многочисленнее вы всех народов, возжелал Б-г вас, и выбрал вас, поскольку вы малочисленнее всех народов. (Дварим 7:7)

Все существовавшие когда-либо в иудаизме течения, отдававшие предпочтение популярности вместо слова Б-га, или, в конце концов, вернулись в лоно иудаизма, или были окончательно отвергнуты общиной. Не всё популярное — хорошо, и не всё хорошее — популярно. Этому важному правилу стоит следовать и в жизни, и в воспитании молодого поколения, и в руководстве еврейской общиной. Популизм и попытка приправить запахом мёда каждое мимолётное веяние духа времени, возможно, и могут на какое-то время привлечь евреев обратно в общины, но этому течению времени не по силам дать долговременные результаты.

Скачать наше приложение
Вам понравилась статья? Поделитесь ею с друзьями!
Facebook
VK
OK
Telegram
WhatsApp
Skype
Еще от Автора
Спонсировать

Вы можете помочь нашим проектам, урокам и программам

SSL Security 100% безопасный перевод

Случайные статьи из рубрики Биография
Возможно, вам это понравится!
Перейти к содержимому