Среди соблюдающих евреев широко распространен обычай перед началом Шабата проверять карманы одежды, в которой они собираются ходить в течение ближайших суток, чтобы там ничего не осталось.1
Однако, несмотря на все эти старания, все же возможна ситуация, когда, уже выйдя в Шабат из дома, вы вдруг поймете, что в одном из карманов что-то есть. Как в этом случае поступить с точки зрения Галахи?
Определение понятия «переноса»
Запрет переносить предметы в Шабат (хона) нарушается в двух случаях:
- Если некий предмет был взят (акира) в частном владении, а затем перенесен в общественное и там опущен (анаха), то есть положен — и также наоборот, если он был перенесен из общественного владения в частное.
- Если, взяв предмет, человек прошел с ним расстояние в 4 локтя или более (4 локтя — около 2 метров; такова средняя длина человека, который лежит, протянув ноги и вытянув за голову руки) и положил его, причем все это произошло на территории общественного владения.
Ответственность за нарушение запрета переносить вещи лежит не только на том, кто физически поднимает или опускает предмет.
Тот, кто с предметом в руках ли, в карманах ли и т.д. начал двигаться или остановился, также рассматривается как совершивший «поднятие» или «опускание».2
С точки зрения наших мудрецов, в принципе, любое перемещение, соответствующее одному из двух вышеприведенных требований, даже без фактического поднятия или опускания, в Шабат запрещено.
Дилемма
Исходя из этого, получается, что в тот момент, когда в Шабат вы идете по улице и вдруг понимаете, что в кармане что-то лежит, вы оказываетесь перед дилеммой.
Если продолжить путь, это только усугубит нарушение запрета, а если остановиться, то это может рассматриваться как непреднамеренное «опускание» предмета, что запрещено непосредственно Торой.3
При таком положении дел, очевидно, у человека не остается иного выхода, кроме как нарушить запрет мудрецов переносить предметы в Шабат (по сравнению с нарушением запрета Торы – это минимум).
Устанавливая запреты, мудрецы сделали некоторые исключения, чтобы человек не допускал еще более серьезную ошибку и не нарушал запрет самой Торы. Для этого они дали нам ряд предложений относительно того, как стоит поступить, чтобы избежать такого нарушения или хотя бы свести к минимуму свою ответственность за неправильное действие.
Прежде всего, сохраняйте спокойствие и продолжайте двигаться
Как сказано выше, остановка сама по себе рассматривается как анаха («опускание») и в данном случае она может стать завершающей частью того процесса, который запрещён Торой.
Чтобы этого не случилось, не останавливайтесь. Но, если вам нужно подумать и понять, что делать дальше, двигайтесь, предпочтительно по кругу длиной в те самые 4 локтя, пока не определитесь с наилучшим решением.
Не более, чем мусор
Если предмет, обнаруженный в вашем кармане, представляет собой что-то дешевое (например, салфетка) и вы не против с ним расстаться, то, с практической точки зрения, самый простой вариант – это, продолжая идти, косвенно поспособствовать тому, чтобы этот предмет покинул ваш карман. Например, вывернуть карман так, чтобы найденный предмет из него выпал.4
Но что делать, если вы обнаружили нечто, от чего вовсе не хотите избавляться? Вдруг каким-то образом в кармане оказалась ценная или важная для вас вещь?
На такой случай существуют и другие варианты решений, которые, с галахической точки зрения, правильней, но, к сожалению, они далеко не всегда удобны.
Передать другому
Если вы вдруг обнаружите в своем кармане предмет, который не хотели бы выбрасывать, теоретически разрешается передать его нееврею, который в тот момент, возможно, идет рядом с вами. Поскольку вы не остановились с этим предметом в руках и таким образом он не оказался в стационарном положении, значит, вы не совершили запрещенное действие, которое определяется как «опускание».5
Однако в большинстве случаев такой вариант не самое практичное решение. Ведь, пока вы двигаетесь по кругу в 4 локтя, необходимо найти попутчика нееврея, которому можно будет передать свой предмет, причем не прекращая движение, и который, кроме того, будет готов отнести вашу вещь до какого-нибудь удобного для вас места.
Если такого человека рядом с вами нет, желательно как бы невзначай уронить свою вещь, а потом оставаться рядом с ней, охраняя до наступления темноты, когда уже закончится Шабат.
Есть и другой вариант: вы можете попросить охранять эту вещь проходящего мимо нееврея. Но при этом запрещено напрямую попросить его перенести эту вещь за вас в удобное для вас место. И все же, если человек добровольно предложит это сделать, вы можете не спорить, позволив ему так и поступить.6
Если же к вашей ситуации это неприменимо (например, если нееврей никак не может понять, чего вы от него хотите, а вы не можете позволить себе потерять данный предмет), разрешается прямо попросить его отнести вашу вещь в удобное для вас место, но только при условии, что вы не находитесь в таком месте, в котором и из которого запрещено переносить вещи в Шабат (см. сноску № 18).7
Прибегнуть к помощи еврея
В том случае, если вокруг вас нет неевреев, вы можете попросить о помощи даже еврея, но который не обязан соблюдать заповеди. Например, человека, чьи интеллектуальные нарушения мешают ему понять значение и важность Шабата, глухонемого или ребенка, не достигшего возраста бар или бат мицвы.
Однако если у вас есть выбор сразу из нескольких вариантов, предпочтительней выбрать в помощники человека с ограниченными умственными способностями.8
Как уже говорилось, вы должны передать предмет другому человеку, когда он находится в движении (и вы сами в этот момент тоже не должны останавливаться).9
Кроме того, если вашему помощнику нужно остановиться, чтобы передохнуть, тогда вы должны взять у него из рук свой предмет и затем вернуть его, как только человек возобновит движение.10
Следует подчеркнуть, что подобные действия разрешены только в том случае, если в Шабат вы случайно обнаружили что-то в кармане, а, значит, испытываете страх, что, если бы подобная «лазейка» в законе не существовала, то был бы нарушен запрет Торы.
В иных обстоятельствах мы не можем в Шабат передавать предметы другим людям, даже тем, кто не обязан соблюдать законы Торы.
А если в Шабат вы нашли ценный предмет на улице, то все эти послабления неприменимы.
Пройти – чуть отдохнуть…
Если вокруг вас нет никого из вышеперечисленных людей, то вы можете переносить обнаруженный в кармане предмет, передвигаясь с ним каждый раз на короткое расстояние, менее 4 локтей. То есть вы проходите менее 2 метров, на несколько мгновений останавливаетесь для отдыха,11 затем снова проходите такое же расстояние, снова останавливаетесь и т.д., пока не достигнете того места, где сможете оставить свой предмет.12
Делая остановки лишь для того, чтобы что-то сделать со своей ношей, например, поправляя ее или перекладывая, вы не совершаете настоящее прерывание движения, которое считалось бы нарушением запрета анаха (опускать предмет). Вы останавливаетесь (или в идеале вообще садитесь) как бы для отдыха.13
Передавать туда-сюда
Если вы не один, а идете вместе с кем-то, тогда возможен другой метод, очевидно, более предпочтительный. Он заключается в том, чтобы постоянно передавать вещь от одного другому, находясь на расстоянии 4 локтей друг от друга. Например, когда вы держите вещь, другой человек проходит на несколько шагов дальше, оставаясь от вас в пределах 4 локтей. Как только он останавливается, вы передаете ему свой предмет, сами проходите вперед несколько шагов, чтобы оказаться дальше него, и тогда он возвращает вам ваш предмет и т. д.14
Теперь бросьте
Вышеуказанные два решения (остановка для отдыха или передача из рук в руки) могут лишь помочь вам переместить объект в пределах общественного владения. Однако таким образом нельзя перенести его с территории общественного владения в частное.
Как же переместить вещь в частное владение?
Чтобы это сделать, необходимо сразу, как достигли границ дома или другого частного владения, где хотели бы оставить свой предмет, прежде чем остановиться, бросить свою вещь на территорию дома необычным способом (например, перебросив его назад через плечо). Таким образом, формально вы не совершите действие из разряда анаха и избежите нарушения закона Торы.15
Бежать
Если вы не можете переносить вещь, проходя короткие расстояния (менее 4 локтей), потому что боитесь, что кто-то ее может украсть и т.п., вы можете бежать с ней, пока не доберетесь до дома.
Затем, прежде чем остановиться, вы должны необычным образом забросить объект в дом, чтобы не совершить акт переноса его из общественного владения в частное запрещенным образом.16
Почему мудрецы в этом случае разрешили бегать, а не ходить?
Идя, вы можете сделать паузу, таким образом будто кладя и снова поднимая свой предмет, что приводит к нарушению. Однако, пока бежите, вы будете помнить, что не должны останавливаться по пути.17
Необходимо учесть, что эта поблажка работает только в 2 случаях:
- Если вы находитесь в общественном владении, причем начали свой путь с предметом в кармане до начала Шабата (тогда первоначальный акт акира состоялся не в Шабат; и, пока вы продолжаете свой бег, не происходит ни акира, ни анаха).
- Если владение, на территории которого вы находитесь, не является в полном смысле общественным,18 и в этом случае поблажка применима, даже если вы начали путь с предметом в кармане уже в Шабат.19
Ни один вариант не идеален
В заключение необходимо отметить: если в Шабат вы случайно обнаружили в своем кармане какой-то предмет, ни один из вышеперечисленных вариантов действий, которые разрешается предпринять в этом случае, не идеален. Так что ничего нет лучше, чем ввести в привычку обычай тщательнейшим образом проверять свои карманы накануне Шабата или хотя перед тем, как выйти в Шабат из дома. И пусть смыслом этой статьи будет лишь теоретическое упражнение.
Сноски
- Талмуд, Шабат, 12a; Шулхан Арух, Орах Хаим, 252:2. См. также Шулхан Арух а-Рав, Орах Хаим, 252:20, и Кунтерес Ахрон на этот стих.
- Талмуд, Шабат, 3a.
- См. Талмуд, там же.
- См. Пискей Тшувот, 266:1.
- Там же, 266:1-2.
- Шулхан Арух а-Рав, Орах Хаим, 266:18.
- См. Мишна Брура, 266:37.
- Шулхан Арух а-Рав, Орах Хаим, 266:9.
- См. Пискей Тшувот, 266:1-2
- Там же, 266:10.
- Здесь будет уместно привести слова известного психолога Эриха Фромма (1900-1980), далекого от еврейской традиции, однако неординарно одаренного талантом аналитика. «Анализ субботнего ритуала неоспоримо показывает, — пишет он, — что его сущность — отнюдь не в утомительной обрядовой педантичности. Подлинный смысл Субботы — в концепции труда и отдыха, совершенно отличных от сегодняшних представлений.
Прежде всего, работа в библейском и талмудическом понимании — не просто набор физических действий. Это гораздо более значительное понятие, которое можно определить следующим образом: работой является любое созидательное или разрушительное вмешательство человека в жизнь природы, а отдых — это отказ от такого вмешательства. Иными словами, в Субботу человек представляет природу самой себе, никак не изменяя ее, ничего в ней не разрушая, ничего не созидая. Суббота — день «перемирия» между человеком и природой, а работа — это все то, что может нарушить указанное перемирие, сведя на нет некое равновесие.
В самом деле, строительство дома является работой и в свете библейских концепций, и в современном представлении. Но такие действия, как сорвать цветок или зажечь спичку, не требуют физических усилий, — они лишь символизируют вторжение человека в естественный ход природных событий, нарушают мир между человеком и вселенной. И поэтому они запрещены.
Такой же смысл имеет и талмудическое запрещение поднимать любую вещь, как бы мало она ни весила. Само по себе поднятие тяжестей в Субботу не запрещено. Внутри своего дома разрешается поднимать самый тяжелый груз, и это не будет нарушением субботнего ритуала. Но в чужих владениях, будь то частный дом или находящаяся в общем пользовании улица, нельзя поднять даже носовой платок. В этом запрете находит выражение другая идея — когда «перемирие» устанавливается уже не с природой, а с окружающими людьми.
Иначе говоря, субботний ритуал предписывает человеку не только не вмешиваться в природные процессы, но и воздерживаться от изменения социальных условий. Следовательно, Суббота символизирует состояние абсолютной гармонии между человеком и природой и между человеком и человеком».
- Там же, 266:11.
- Там же.
- См. Мишна Брура, 266:18.
- Шулхан Арух а-Рав, Орах Хаим, 266:12.
- Там же, 266:13.
- См. Талмуд, Шабат, 153б; Шулхан Арух а-Рав, Орах Хаим, 266:14.
- В широком смысле, улица или рынок размером 16х16 локтей (около 8 метров) считается общественным владением — такова была ширина дороги в лагере левитов в пустыне.
Государственная магистраль меньшего размера будет иметь статус кармелит (то есть с ней связаны законы, аналогичные общественному владению, но на уровне запрета мудрецов).
Иногда улица, которая ведет в общественное владение, сама рассматривается как общественное владение, а иногда и как кармелит.
Однако, согласно некоторым мнениям, для того, чтобы считаться настоящим общественным владением, рассматриваемое пространство должно быть также местом, через которое ежедневно проходят 600 000 человек (как в лагере сынов Израиля в пустыне). Исходя из этого, большинство улиц, особенно в небольших городах, будет иметь статус кармелит и рассматриваться в качестве общественного владения только согласно установлению мудрецов.
Подробнее о законах общественного владения и кармелит вы можете прочесть в статье «Что такое эрув хацерот и почему евреи так о нем заботятся?»
- Шулхан Арух а-Рав, Орах Хаим, 266:13.