Вопрос:
Уважаемый рав!
Один из обычаев месяца Элул — каждое утро слушать трубление в шофар. Но в этом году из-за пандемии для меня оказалось невозможным так часто ходить в синагогу. Могу ли я исправиться и все же соблюсти этот обычай, слушая шофар в режиме онлайн, например, через Zoom?
Ответ:
Чтобы лучше понять ситуацию, для начала необходимо вкратце объяснить, почему вообще мы трубим в шофар в течение всего месяца Элул. Заповедь из Торы обязует трубить в шофар непосредственно в Рош а-Шана, но в отношении месяца Элул таких указаний нет.
Итак, существует две1 основные причины обычая трубить в шофар (и слушать звуки трубления) в Элуле:
1) Мидраш сообщает, что в самом начале месяца Элул, ровно за сорок дней до Йом Кипура, Моше Рабейну в третий и последний раз поднялся на гору Синай, чтобы получить от Всевышнего вторые Скрижали (первые были разбиты им после того, как еврейский народ согрешил с золотым тельцом) . Когда он подошел к горе, по всему лагерю затрубили в шофар, чтобы люди знали, что именно сейчас Моше поднимается на Синай и что они не должны совершать ту же ошибку, которая привела к греху Золотого Тельца (когда ими были неверно посчитан срок его возвращения).
В память об этом мы трубим в шофар в течение всего месяца Элул, что служит напоминанием о том, что нужно держаться подальше от греха.2
2) Элул — это месяц, посвященный самоанализу и подготовке к осенним праздникам. Пророк Амос говорит нам: «Может ли народ не всполошиться, если прозвучит в городе рог?»3 Так что, не секрет, что волнующие душу звуки шофара пробуждают наше сердце и вдохновляют нас совершить тшуву, раскаяние, и стремиться приблизиться к Богу.4
Согласно некоторым мнениям, хотя и был установлен обычай трубить в шофар в синагоге каждое утро Элула, у людей никогда не было необходимости его слушать (в отличие от Рош а-Шана, когда есть заповедь именно слышать трубление).5 Соответственно вопрос о слушании шофара по телефону или интернету можно назвать спорным.
Однако из-за ассоциации звука шофара с моментом побуждения к совершению тшувы многие стараются услышать звук шофара, не дожидаясь Дня Суда, даже если при этом они не могут добраться до синагоги.6 Это возвращает нас к вопросу о прослушивании шофара по телефону, через онлайн-трансляции, Zoom и т.д.
Галахическая природа онлайн-трансляций
На заре эпохи резкого технологического прогресса, когда микрофоны и телефоны завоевывали все большую популярность, стали возникать серьезные споры о том, можно ли полноценно выполнять заповеди, требующие от еврея именно слушания (шофара в Рош а-Шана или, например, свитка Эстер в Пурим), с помощью таких устройств. В настоящее время, благодаря лучшему пониманию того, как работают эти технологии, наши мудрецы пришли к единогласному мнению, что нельзя выполнить свои галахические обязательства с помощью техники, выступающей в качестве “посредника” при передаче звука слушателю.7
Но все же трубление в шофар в течение Элула и слушание трубного голоса — это не галахическая обязанность, а скорее обычай. Тем не менее Любавический Ребе (который, среди прочего, в свое время обучался на инженера-электрика и даже работал в ВМС США во время Второй мировой войны) написал ряд строгих писем, касающихся этого вопроса. В одном из своих публичных выступлений он даже специально затронул вопрос о слушании шофара в течение месяца Элул с помощью электронного устройства и вот, что он сказал:
«Что касается слушания Торы, Мегилы и остальных подобных заповедей, невозможно выполнить в полной мере свои галахические обязательства, прослушивая трубления и чтение через магнитофон или другое устройство… Даже в отношении обычая слушать шофар в течение месяца Элул, который установлен только лишь для того, чтобы побудить человека совершить тшуву, как сказано в стихе: «Может ли народ не всполошиться, если прозвучит в городе рог?», не следует слушать его через запись, так как это должно вызывать у человека искреннее желание раскаяния, и, значит, это нужно делать согласно принципу «слова, исходящие из сердца, входят в сердце», что явно не относится к восприятию чтения и трубления посредством использования электронных устройств».8
Другими словами, слушая шофар или чтение Мегилы через электронное устройство, человек на самом деле слышит не оригинальный, аутентичный звук, а лишь его электронное воспроизведение, что не соответствует букве закона. Более того, из слов Ребе может показаться, что даже в том, что касается «пробуждения сердца», будто чего-то не хватает, когда речь идет не о прямом звуке, идущем от одного сердца к другому.
Тем не менее, поскольку в течение месяца Элул (а) в шофар трубят только в будние дни и (б) нет никаких беспрекословных обязательств слушать его звуки в этот период, фактически, если прослушивание проходит в прямом эфире или по телефону и приносит вам необходимый дух праздника, нет ничего плохого в том, чтобы слушать его с помощью онлайн-трансляций, по радио и т.д.
Однако важно не путать и понимать, что в Рош а-Шана услышать настоящий звук шофара — это настоящая прямая заповедь из Торы, и в любом случае по законам праздника (Йом Това) запрещено использовать любое из этих устройств.
Если вы предполагаете, что по каким-либо причинам застрянете дома на весь Рош а-Шана, попробуйте договориться с ближайшей синагогой или общинным центром, чтобы кто-нибудь пришел прямо к вам домой и протрубил в шофар лично для вас. Так же, в качестве альтернативы, возможно приобрести свой собственный шофар и пройти короткое обучение (оно возможно даже онлайн), чтобы научиться трубить в него самостоятельно.
Желаю всем нам быть записанными в Книгу Жизни за год здоровья и счастья!
Сноски
- Еще одна причина возникновения этого обычая гласит, что таким образом мы можем «запутать Сатана», ангела-обвинителя, и он не сможет понять, в какой именно день настанет Рош а-Шана, и таким образом не придет на наш суд.
- Хотя Мидраш Пиркей де Рабби Элиэзер, 46, упоминает этот обычай только в отношении первого Элула, другие (см., например, Тур, Орах Хаим, 581) объясняют, что со временем он трансформировался и был принят как обычай трубить в течение месяца. См. Также Бейт Йосеф, где объясняется, что разница между двумя приведенными в тексте статьи причинами заключается в том, что первая только показывает, как звук шофара может помешать евреям совершить грех, а второй источник объясняет, как это побудит их к покаянию.
- Амос, 3:6.
- Тур и Шулхан Арух, орах Хаим, 581:1.
- См. например, Респонсу Циц Элиезер, 12:48.
- См. Нитей Гавриэль, Рош а-Шана, 4:9, прим. 14 (в издании 2001 года[и более поздних]).
- См., например, Минхат Шломо, 1:9; Даат Тора, 689; Йехаве Даат, 2:68 and 3:54; Минхат Ицхак, 1:37 and 3:38; Мишне Галахот, 4:85; Киньян Тора, 1:75; Бэер Моше, 3:166-168; Пискей Тшувот, 689:3.
- Торат Менахем, 5744, т. 3, Паршат Балак, стр. 2124.