1. Желание учить каббалу
Рав Хаим Виталь родился в Сейфеде (Safed) в то времена, когда в этом городке изучение Торы и каббалы находилось на очень высоком уровне. В городе жили многие ведущие специалисты по Торе того времени. В возрасте 14 лет Рав Хаим начал учебу в мидраше Рава Моше Альшиха, где занимался очень прилежно. Но Рав Виталь не был удовлетворен одним лишь изучением «открытых» частей Торы. Его привлекало изучение тайной части Торы, Каббалы. Через некоторое время он начал заниматься Каббалой в мидраше Рава Моше Кордоверо.
2. Учеба в двух мидрашах
Таким образом, Рав Виталь учился одновременно в двух мидрашах: Рава Альшиха, где он продолжал изучение открытых частей Торы, и Рава Кордоверо, где он изучал Каббалу. Из-за большого объема материала ему приходилось заниматься очень упорно; времени на сон почти не оставалось.
3. Аризаль
Через некоторое время Рав Виталь перешел учиться к Аризалю. Он оставил коммерческую деятельность и посвящал все свое время изучению Каббалы.
4. Запись всех наставлений Ари
Поскольку Ари не записывал свои наставления и учил по памяти, Рав Хаим Виталь записал и издал все наставления Ари.
5. Открытие сокровений Торы ценой собственной жизни
В течение двух лет Рав Хаим Виталь обучался Каббале у Ари, постигая тайны Торы, о коих прежде не слышал. Как-то раз Рав Виталь попросил Ари объяснить ему некоторые вещи, и Ари ответил, что не может этого сделать, так как это приведет к его смерти. После некоторых размышлений он все же решил обучить Рава Витальа этим вещам, поскольку полагал, что смысл его пребывания на земле и заключался в том, чтобы передать эти откровения Раву Витальу. Прошло совсем немного времени, и Ари действительно умер.
6. Единственный, кто понимал смысл наставлений учителя
По словам Ари, Рав Хаим Виталь был единственным, кто смог глубоко понять истинное значение и смысл наставлений Ари.
7. Раввинское звание
Несколько лет спустя Рав Альших удостоил Рава Виталя раввинского звания. Еще через 4 года Рав Хаим отправился в Иерусалим, где был принят с почестями, после чего до самой кончины был главным Равином Дамаска.
8. Последние дни
397 лет назад, 30 ниссана 5380 года, Рав Хаим Виталь покинул мир и был похоронен в Дамаске.
9. Список трудов
Вот неполный список его трудов: «Книга Воплощений», «Книга Откровений», «Древо жизни», «Врата речений Рашби (Рава Шимона Бар Иохая)» и «Врата святости». «Врата жизни» — фундаментальный труд о поучениях Ари, записанных Равом Хаимом Витальем. В нем объясняются наставления Ари. В предисловии Рав Хаим предупреждает читателей от изучения Каббалы без должной подготовки. Он перечисляет опасности, стоящие перед тем, кто приступает к изучению Каббалы, не будучи еще к этому готов: «Не должно говорить «Я овладею премудростью Каббалы до того, как выучу Мишну и Талмуд, ибо нашими мудрецами уже сказано, что не должно вступать в «сад» (так именуется изучение Каббалы), не заправившись мясом и вином, под которыми понимаются основные части Торы. Точно так же душа не может обрести награды и признания, не соединившись с телом и составив единое целое со всеми 613 заповедями … ибо эта премудрость дается человеческому сердцу не так, как любое другое знание. Содержащееся в этой премудрости знание может быть очень опасным, и Б-г может счесть уместным срезать незрелую поросль.
10. Цитаты из книги «Врата Святости»
«Врата Святости» — очень глубокая книга, цель которой – «укрепить человека в его способности служить Создателю. Вот несколько цитат из этой книги:
Четыре родителя дурных качеств человека: высокомерие и гнев, который ему сопутствует, пустословие, жажда удовольствий и уныние.
Отвратись от любых телесных радостей, дозволяя себе лишь необходимое. Непрестанно будь счастлив своей участи, ибо все сделанное Б-гом – во благо.
Им противоположны четыре добрых качества: Смирение, или покорность, которое препятствует гневу, порожденному высокомерием. Молчание; говори лишь тогда, когда изучаешь Тору или выполняешь мицву либо когда это необходимо для удовлетворения телесных и душевных потребностей.
Если в человеке есть зло, он будет уклоняться от соблюдения заповедей Торы и выполнения мицвы, и даже если будет исполнять их, то не во благо Всевышнего либо с большими трудностями.
Смирение особенно важно; не должно гневаться ни на кого, даже на домочадцев, но должно сносить терпеливо обиду и не оскорблять в ответ, и следует также испытывать счастье даже во времена затруднений.
Люби всех людей, даже неевреев.
Благословлена будь память Рава Хаима Витальа, и да защитит нас его святость.