Вопрос:
Допустимо ли загадывать, т.е. использовать случайные методы для принятия решений, такие как подбрасывание монеты (орёл-решка), если гадание в целом запрещено?
Ответ:
Согласно алахе, использование случайных методов для принятия решений, подобных подбрасыванию монеты, запрещены. Талмуд в трактате Санхедрин (Санхедрин 65б) приводит примеры запрещенных гаданий, включая интерпретацию случайных событий как знамений: «Гадатель — это тот, кто говорит: ‘Хлеб выпал у меня изо рта, посох выпал из моей руки, сын зовет меня сзади, ворон каркает мне, олень перебежал мне дорогу, змея справа от меня, а лиса слева от меня.» Мудрецы в Сифри (Сифри, Шофтим 171) расширяют этот запрет, включая в него использование жребия для принятия решений. Это правило кодифицировано в Шулхан Арухе (Йоре Деа 179:1): «Нельзя обращаться к астрологам или использовать жребии». Подбрасывание монеты аналогично бросанию жребия, следовательно, также подпадает под запрет.
Открытие книги (не Танаха) наугад для получения ответа также запрещено как форма гадания.
Однако есть исключение: некоторые авторитеты разрешают открывать Танах в случайном месте для принятия решения, когда нет возможности прийти к логическому решению. Это основано на идее, что Тора — наше руководство в жизни, как пишет «Шиюрей Браха» (Йоре Деа 179). Рав Яаков Хилель в своей книге «Тамим Тихье» (глава 10) заключает, что регулярное использование такого метода для многих людей запрещено, но в личных делах, когда нет возможности принять решение на основе логики или совета мудреца, допустимо обратиться к Торе таким образом.