Вопрос:
Допустимо ли в Йом Кипур носить золотые украшения, или же любые украшения находятся под запретом?
Ответ:
«Мишна Брура» (симан 610, пункт 16) указывает, что в Йом Кипур не следует украшать себя теми украшениями, которые обычно надевают в Шаббат и праздники, из-за трепета перед Днем Суда. Однако украшения повседневного ношения не запрещены.
Рабби Акива Эйгер (комментарий к «Шулхан Арух», Орах Хаим 610:4) отмечает, что в некоторых общинах принято не надевать в Йом Кипур праздничные одеяния. Особенно это касается белых одежд: не следует носить белые одежды с золотыми украшениями, поскольку белый цвет символизирует искупление (как сказано о грехах: «как снег, убелю»), и потому не стоит украшать их золотом, напоминающим о грехе Золотого тельца. По этой же причине Первосвященник входил в Святая Святых не в золотых, а в белых одеждах.
«Писке Тшувот» (там же), опираясь на поздние авторитеты, добавляет, что золотые украшения, не являющиеся частью одежды, например, цепочки, браслеты, кольца, очки и золотые часы, не запрещены в Йом Кипур, так как это отдельные предметы.
Примечательно также мнение рабби Акивы Эйгера о том, что женщинам разрешено носить даже золотую одежду, поскольку они не участвовали в грехе Золотого тельца.
Заключение: В Йом Кипур не рекомендуется носить украшения (в том числе не золотые), которые обычно надевают в Шаббат или праздники. Однако украшения повседневного ношения не запрещены, даже если они золотые.