В начале недельной главы рассказывается, что Всевышний повелевает Аарону позаботиться о зажигании меноры. В дальнейшем Тора подтверждает, что Аарон сделал то, что ему приказали. Раши комментирует, что Тора тем самым хвалит его за то, что он ничего не изменил в исполнении этого повеления.
Возникает очевидный вопрос:
Почему Тора хвалит такого великого человека за то, что он выполнил именно то, что ему приказали? Разве мы ожидали чего-то другого?
Рав Аарон Йегуда Лейб Штейнман дает особенно интересное объяснение:
Менора – это один из самых красивых предметов, которые были в Храме — олицетворяла величайшую духовность. Можно было ожидать, что именно такой великий человек, как Аарон решит сделать ее еще лучше, чем было ему повелено, и добавит что-то от себя и отклонится тем самым в чем-то от того, что Творец ему приказал. Именно поэтому здесь уместно подчеркнуть, что Аарон выполнил в точности то, что Всевышний ему повелел и ничего не добавил от себя. И именно в этом его величие! Ведь желание Творца не в том, чтобы человек, руководясь порывом духа, делал такие поступки, которые являются великими в его глазах, а в том, чтобы он прислушивался к голосу Творца.
С другой стороны, мы видим, что, , царь Шауль, когда ему пророк повелел истребить все имущество Амалека, не выполнил этого приказа Творца, а решил сделать «лучше» и поэтому оставил скот, чтобы, по его словам, принести его в жертву Господу. Но пророк Шмуэль упрекнул его следующими словами (Шмуэль 1, 15:22): «Желание Бога не в жертвах, а в том, чтобы прислушивались к Его голосу».
И тут важно подчеркнуть, что, конечно же, когда человек понимает, в чем воля Творца, и исполняет ее, несмотря на то что сам Господь не повелел ему открытым текстом это делать — это великая вещь. Такого человека наши мудрецы называют благочестивым (хасид). И так пишет про него Рамхаль: «тот, кто любит Создателя истинной любовью, не пытается отделаться исполнением очевидных обязанностей, возложенных на весь Израиль в целом. Он будет вести себя подобно сыну, который любит своего отца. Стоит отцу слегка намекнуть, что некая вещь желанна ему, как сын бросится исполнять его желание изо всех сил, даже если отец сказал это лишь однажды, одним словом. Такому сыну достаточно понять, на что направлены мысли отца, чтобы исполнить его желание, даже если отец не просил об этом буквально».
Однако же, когда человек не ищет в чем воля и желание Творца, а желает сделать то, что в его собственных глазах хорошо, о нем говорит пророк: «Желание Бога не в жертвах, а в том, чтобы прислушивались к Его голосу».
Именно поэтому наши мудрецы (Пиркей Авот, 2:5) сказали, что невежда не может быть воистину благочестивым, ведь воистину благочестивый человек должен глубоко вникать в слова Творца, записанные в Святой Торе, чтобы понять Его желание, а этого не в состоянии сделать невежда.