«Если мужчина или женщина изрекут зарок назорея посвятить себя в назореи Г -споду, то вина и пьянящего сторониться должны…» (Бемидбар, 6:2-3)
Из того, что Тора упоминает рядом фрагменты о неверной жене и о назире (назорее), мудрецы учат (Сота, 2а): «Каждый, кто видел жену неверную в испорченности ее, должен воздержаться от вина». Толкует Раши от имени мудрецов: «Вино приводит к легкомыслию, которое привело ее к греху».
Слова наших учителей нуждаются в пояснении: почему именно видевший женщину в ее испорченности должен быть осторожным с употреблением вина. Казалось бы, наоборот, – тот, кто видел ее наказание, видел великое зло распутства, и, конечно же, с тех пор он будет осторожнее прочих, чтобы не споткнуться и не совершить этот страшный грех.
На этот вопрос можно дать несколько ответов.
Великий раввин Реувен Грозовский из Каменца объясняет вышеприведенные слова Раши известным отрывком из книги Рамбама (Ѓилхот Деот, глава 6): «Такова природа человека – вести себя по обычаям страны, в которой живет». Рамбам не пишет: «так обычно происходит», а именно: «такая природа человека». Можно было бы сказать, что в том, что человек видит зло – нет проблемы, а лишь опасение, чтобы не научился дурному примеру, но невозможно так сказать, т. к. природа, заложенная в человеке, – брать пример со зла. То есть, так же как любой предмет, который способен воспламениться – когда приближаем к нему открытый огонь, он зажигается и горит, так и любой человек – когда видит дурные поступки, в нем просыпается сила зла, и он сам «зажигается» делать эти плохие поступки.
Подобный ответ дает и рав Деслер. Он пишет, что столкновение с нечистотой привязывает человека к ней и приводит к духовному спуску. По его словам, «картина наказания напоминает человеку вкус греха, и, вместо того чтобы удалить от преступления, вернет грех в его сознание». Этим объясняет рав Деслер запрет оборачиваться, который получил Лот во время уничтожения Сдома. Если бы Лот посмотрел на наказание грешников, то внутренне присоединился бы к ним, и не был бы достоин спасения. Любое событие неслучайно.
Есть дополнительный ответ: любое событие в жизни человека происходит не случайно, и если ему довелось видеть наказание неверной жены, значит, с Небес хотят предостеречь его по этому поводу.
Возможно объяснить это и так: если человек слышит увещевания или видит что-то, пробуждающее его, и не претворяет всё это в жизнь, то это не только не делает его лучше, но и приводит к снижению его духовного уровня. Причина в следующем: человек привыкает к мысли о том, что мораль – это одно, а действия – другое и моральные нормы ни к чему его не обязывают, а остаются в рамках философской идеи. И об этом сказали наши учителя в трактате Таанит (7а): если человек удостаивается учить Тору ради нее самой, чтобы знать волю Всевышнего и исполнять ее – Тора становится для него эликсиром жизни, но если человек этого не удостаивается и занимается ею, не дай Б -г, из корыстных побуждений, Тора из лекарства превращается в смертельный яд. Об этом же говорят наши учителя в трактате Йевамот (65б): «Так же, как заповедано человеку сказать то, что будет услышано, заповедано ему не говорить слова, что услышаны не будут». Т. е. если нет ни малейшего шанса, что человек прислушается к увещеваниям и исправит свое поведение, лучше ничего не говорить, чтобы слова увещеваний не остались идеями, ни к чему его не обязывающими. Поэтому человек, видевший наказание неверной жены, пробудившийся и понявший, насколько тяжел ее грех, обязан перевести это понимание в область действий, оградить себя от греха поступком – воздержанием от вина, чтобы не укоренились у него мысли, что моральные нормы ни к чему не обязывают.