«И вот учение о мирной жертве, которую принесет Господу. Если в благодарность приносит ее…» (Ваикра, 7:11-12).
Как мы уже писали, «благодарственная» жертва называется на иврите тода. Интересно, что слово «тода» означает как благодарность, так и признание. Из этого мы можем выучить важное правило: благодарность зависит от признания. Когда человек осознает и признает благо, оказанное ему, у него невольно просыпается чувство благодарности. В большинстве своем неблагодарные люди – это те люди, которые не желают признать добро, полученное от других.
Как-то меня спросили, каким образом приучить детей к благодарности? Я ответил, что для этого важно, прежде всего, приучить их обращать внимание на те блага, которые они получают от других. А сделать это возможно, только когда родитель будет каждый раз обращать внимание детей на все то добро, которое те получают от ближних, говоря им, к примеру: «посмотри, насколько он помог нам; чтобы мы делали без его помощи!»
Талмуд в трактате Брахот (58а) утверждает, что разница между хорошим и плохим гостем заключается в их осознании блага, которое хозяин дома им сделал. И так сказано в Талмуде: «Что говорит хороший гость? Как много трудился для меня хозяин дома, сколько мяса подали мне, сколько вина! Весь труд, который трудился хозяин дома, – для меня трудился. А плохой гость что говорит? Что особенного сделал для меня хозяин дома? Я всего лишь съел один ломоть хлеба и вкусил один кусочек мяса, всего лишь выпил один стакан вина. Весь труд, который трудился хозяин дома в приготовлении трапезы, – только для своей жены и своих детей трудился».
Все мы – гости у Творца, который является Господином мира. Важно, чтобы еврей постоянно задумывался о бесконечных благах Всевышнего и благодарил Его за них. Мишна (Санедрин, 4:5) утверждает, что каждый человек, подобно хорошему гостю, должен сказать: «Для меня был создан мир». Т.е. весь этот чудесный мир со всеми его изумительными созданиями был сотворен в том числе и для меня.
Природа человека такова, что те вещи, к которым он привык, ему кажутся само собой разумеющимися, и поэтому в нем не просыпается желание отблагодарить Б -га за них. «Хороший гость» благодарен Всевышнему даже за самые привычные и повседневные вещи. И так сказали мудрецы (Берешит Раба, 14:9): «Обязан человек восхвалять Б -га за каждое дыхание, которое он вдыхает».
Более того, именно размышляя о милости Г-спода, проявляющейся в самых простых и обычных вещах, человек может поразиться, насколько велика Его милость. Ведь чем больше потребность в какой-нибудь вещи, тем более легкой для получения и доступной делает ее Творец. Задумаемся: что случилось бы, если бы, для того чтобы дышать, нужно было стоять в очереди, а доступ к воде был только в определенных местах мира и в небольших количествах?!