Вопрос:
Шалом, уважаемый рав Реувен.
В какой день или в какой момент творения было создано время?
Ответ:
Как Вы правильно отметили, согласно еврейской традиции, время само по себе является частью Творения и не существовало вечно.
Виленский Гаон в своем комментарии «Адерет Элияу» дает глубокое толкование первых слов Торы. Обычно «Берешит бара Элоким» переводят как «Вначале создал Б-г», но Гаон объясняет это как «Б-г создал начало» – то есть, само время. Ведь только при существовании времени можно говорить о понятиях «раньше» и «позже».
Эту идею о сотворенности времени мы находим также в трудах других великих мудрецов. Рамбам в «Морэ Невухим» (2:30) прямо указывает на это, и Сфорно в своем комментарии приходит к такому же выводу.
Виленский Гаон добавляет важное замечание: в духовных мирах («на Небесах») времени нет вообще, поскольку Б-жественное существование не ограничено временными рамками. Время появилось именно в момент создания материальных миров как необходимый элемент их существования.
Примечательно, что эти идеи, высказанные еврейскими мудрецами много веков назад, получили научное подтверждение только в современную эпоху.