«Когда проказа будет на человеке» (13:9).
В нашей главе изложены законы болезней, приходящих в наказание за злословие. Как сказано в святом Зоаре, слово «прокаженный» (мецора) является сокращением выражения «моци шем ра», означающего клевету и очернение чужой репутации. У человека, делающего это, оскверняются все части тела, и дух нечистоты нисходит на него, а молитва его не возносится перед Святым, благословен Он. Известно, что и в будущем мире врата окажутся закрыты перед ним – люди из категории злословящих не увидят лик Шхины.
В Гмаре (Эрхин 15 б) говорится: «Каково исправление для злословящих? Пусть займется Торой, как сказано: «Лекарство для языка – древо жизни», а древо жизни – ни что иное как Тора, как сказано: «Древо жизни она для держащихся за нее»».
Известно, что все евреи ответственны друг за друга. Горе тому, кто совершает грех, ибо он склоняет себя и весь мир на чашу вины. В Мидраше (Ваикра Раба 4:6) сказано: ««Ягненок потерянный Израиль» – евреи уподоблены ягненку». То есть весь народ сравнивают с одним ягненком. Как у ягненка, когда его ударяют по голове или одной части тела, все его органы ощущают это, так и среди евреев – один грешит, а все ощущают.
Сказано (Бемидбар 16:22): «Один человек согрешит, и на всю общины Ты разгневаешься». Учил раби Шимон бар Йохай: «Это подобно людям, сидящим в лодке. Взял один из них сверло и стал сверлить под собой. Товарищи сказали ему: «Что это ты делаешь?» А он ответил: «Какое вам дело до этого? Я ведь под собой сверлю!» Они сказали: «Нам есть дело! Ввода поднимется и затопит всю лодку».
В водовороте информации, которую транслируют СМИ, и в которой утопает наше поколение, журналисты ищут сенсаций, стремятся ко всему эпатажному. А мы тонем в море сплетен и злословия, в клевете и ложных обвинениях. Из-за этого прибавляется много греха, а все поколение оказывается окутано духом нечистоты. В свое время, когда Датан и Авирам оклеветали Моше Рабейну, он сказал: «Действительно, стало известно это дело!» (Шмот 2:14). Раши комментирует: «Мне стало известно то, о чем я недоумевал: в чем же евреи согрешили больше всех семидесяти народов, что за это им было уготован труд в рабских условиях? Но теперь я вижу, что они действительно это заслужили! Есть среди них доносчики и клеветники. Быть может, теперь они и не достойны избавления».
Как-то раз спросили у рава Хаима Каневского: если в народе Израиля есть два доносчика, неужели они задерживают избавление всех? Он ответил: да, остальных наказывают за то, что не помешали им! Ужасно!
У нас нет сил протестовать и сдерживать эту мутную волну. Но мы в силах хотя бы не увеличивать ее. Мы можем оберегать свой язык. Мы способны действовать на противоположной стороне. Ведь святая Гмара открывает, что может очистить атмосферу и устранить нечистоту. Для этого нужно лишь умножать уроки по Торе – такова обязанность каждого еврея, переживающего из-за состояния поколения: умножать Тору, возвеличивать и возвышать ее. И пусть свет изгонит тьму: «Лекарство языка – древо жизни».
В заповедь оберегать свой язык входит и умение молчать. Лучше быть обиженным, чем обидчиком. Есть рассказ об ученике, который молчал и простил в момент, когда его оскорбили. Не такая уж простая задача – прощать, когда тебя оскорбляют. Но те, кто могут так сделать, пусть знают: этим они выигрывают неизмеримую награду!
Один б-гобоязненный учитель в религиозной школе рассказал мне страшную историю, от которой дрожь охватывает.
Один из детей в его классе был тяжело болен. Родители ходили с ним от одного врача к другому, но, к сожалению, так и не смогли найти для него лечение.
Однажды в классе устроили соревнование детских рисунков. Каждый ребенок старался рисовать, как умел. Некоторые стали печатать на компьютере удивительные рисунки. Этот больной ребенок тоже попытал свои силы, и ему действительно удалось нарисовать замечательную картинку.
Когда он пришел в класс со своим рисунком, к нему подошел один из одноклассников, взглянул на рисунок и закричал: «Разве такой рисунок чего-то стоит? Он абсолютно бестолковый!» И тотчас вырвал рисунок и бросил его на пол на глазах у больного мальчика.
Но мальчик сдержался и ничего не ответил. Учитель же ничего не знал о том, что между ними произошло, а ребенок не рассказал об этом даже родителям.
Спустя два дня, отец спросил своего сына: «Как воспитатель отреагировал, когда увидел твой красивый рисунок?»
«Я его не показывал, — ответил ребенок, — ведь он был не таким уж красивым». Отец понял, что произошло что-то странное, и позвонил учителю, чтобы узнать, какова была судьба того красивого рисунка, над которым ребенок так упорно трудился.
Только тогда учитель узнал, что и у этого мальчика был свой рисунок. Он поспешил позвать его и расспросил, почему тот не стал показывать свою работу. Но ребенок ушел от ответа и, конечно же, не стал ничего рассказывать о своем злом товарище по классу.
Учитель расспрашивал дальше, собирал все по деталям, пока не получил полную картину событий. Он снова позвал больного ученика: «Как же это ты не рассказал об однокласснике, который унизил тебя при всех?»
А тот простодушно ответил: «Вы ведь знаете, что мне нужно исцеление. Наши мудрецы говорят (Йома 23 а), что те, кого обижают, а они не обижаются, слышат оскорбления и не отвечают… о них говорит Писание: «Любящие Меня как восход Солнца в силе». Может, в заслугу моего молчания Б-г смилуется надо мной и пошлет мне исцеление!»
Не прошло много дней, как больной пошел на поправку. С тех пор ему становилось все лучше, и сегодня он живет как здоровый человек, к удивлению всех врачей, которые никак не могут это объяснить.