В недельной главе Ваишлах рассказывается о встрече Яакова с ангелом, которая описана в Берейшит (Бытие) 32:30. Согласно тексту, Яаков спрашивает ангела: ‘Поведай же имя твое!’ Однако ангел ответил загадочно: ‘Для чего это ты спрашиваешь о моем имени?’ Этот момент не только драматичен, но и наполнен глубоким смыслом, открывая важные аспекты иудейской традиции и понимания природы Божественного.
В святом языке название каждой вещи обозначает её сущность. Подобно этому и имя каждого ангела обозначает его сущность и его особенную функцию. Наши мудрецы говорят, что существует бессметное количество ангелов, которые делятся на множество различных групп и ступеней.
И так образно описывает Даниэль бесчисленность ангелов (7:10): «тысячи тысяч служат Ему, и десять тысяч десятков тысяч стоят перед Ним». У каждого ангела, утверждают мудрецы, своя задача, своя функция. Если так, то, казалось бы, просьба Яакова к «побеждённому» им ангелу открыть его имя была весьма правомерной: он хотел знать, какого ангела он смог победить и какой ангел дал ему чудесное благословение. Если так, неясно, почему ангел отказался сообщить Якову своё имя. Также непонятен аргумент ангела: «Для чего это ты спрашиваешь о моём имени?».
Рамбан объясняет, что ангел намеревался своим аргументом сказать следующее: «Тебе нет никакой пользы от знания моего имени, поскольку сила и возможность (как-либо влиять на происходящее в этом мире) принадлежат только Богу. Если ты будешь взывать ко мне, я не отвечу, и от беды тебя не избавлю. Однако на этот раз благословлю тебя, поскольку такое приказание я получил (от Творца)».
Рамхаль в книге «Путь Творца» пишет, что проведение Творца происходит следующим образом: «Творец воздействует на ангела, а ангел — на ангела низшей ступени, и так, ступень за ступенью, пока последний ангел не произведет действие в материальном: поддержит или обновит существование чего-либо согласно постановлению Творца». «Однако, — подчёркивает Рамхаль, — осуществление всего Бытия на всех ступенях — только от Бога. Ибо Он Своей силой осуществляет творения и их развитие одно из другого, каждое — по-своему».
И так пишет Рамхаль в книге Даат Твунот: «Он Сам непосредственно управляет всеми созданиями, всё, происходящее в мире, происходит по воле Его и делается Им Самим… Он Сам судит всю землю и всё, находящееся на ней, и решает всё, что происходит в верхних и нижних мирах, до самой нижней ступени Творения». Рамхаль утверждает, что, осознавая этот принцип, еврей выполняет заповедь (Дварим 4:39): «Знай же ныне и возложи на сердце твое, что Г-сподь есть Б-г на небесах, вверху, и на земле, внизу; нет более».
Одним из 13 постулатов веры Рамбам определяет «Запрет молиться ангелам». Ведь, обращаясь с молитвой к ангелу, человек показывает тем самым, что у ангела есть самостоятельная сила; в его силе помочь ему и спасти его. И так сказано в Иерусалимском Талмуде (9:1): «Если пришло к человеку несчастье, пусть не взывает ни к Михаэлю, ни к Гавриэлю, но лишь к Всевышнему». А если взывает человек к ангелу, то нарушает этим запрет идолопоклонства, и началом и основой всего идолопоклонства было именно воззвание к ангелам.
Этот материал был опубликован на сайте «Беерот Ицхак».