Евреи верят не из-за знамений
Пишет Рамбам (Законы об основах Торы, 8:1): «Сыны Израиля поверили Моше не из-за знамений, которые он сделал… а из-за чего поверили ему? У горы Синай, где мы видели своими глазами и слышали своими ушами огонь, голоса и факелы, и он входит в туман, и голос говорит ему, а мы слышим: Моше, Моше, иди и скажи им так и так».
Уникальное событие на горе Синай
Стояние у горы Синай, где Б-г открылся Израилю, является основой еврейской веры. Это событие — единственное в своем роде в истории. Нет народа, в «национальном фонде» которого был бы рассказ о подобном историческом событии, когда Б-г открылся массе людей. Рассказы всех религий в мире начинаются с одного человека, который пришел и рассказал, что он — посланник Б-га и т.п. Никто не говорит о явном Б-жественном откровении, подобном горе Синай. И хотя часть религий переняли свои основоположения у иудаизма, ни одна из них не скопировала идею о таком принародном раскрытии!
Задумайтесь на минутку: если бы была возможность выдумать подобный рассказ, различные религии были бы очень рады его придумать и принять, поскольку его отсутствие значительно преуменьшает правдоподобность любой религии. Никто не видел, как Мухаммад встретил ангела Гавриила (во что верят мусульмане), и никто не видел, как основатель христианства получает какие-то указания от Б-га, а его мать не представила справку о своей невинности. Он сам пришел и рассказал об этом. Истинность такого рассказа можно с легкостью поставить под сомнение, ведь любой человек может выдумать бесконечное число рассказов, и если он талантлив и харизматичен, то убедит большие массы народа в их истинности. Всякий, кто присоединяется к религии на подобной основе, делает это только вследствие слепой веры, веры, о которой сказал царь Шломо (Мишлей 14:15): «глупец поверит всему».
Кардинально отличается религия, основа которой — массовое откровение, религия, начинающаяся с множества людей, которые рассказывают, что видели Б-га, что слышали Его слова и т.п. Много людей сразу не могут выдумать одну и ту же историю одномоментно и рассказывать ее со всеми подробностями, как будто все они видели ее и были ей свидетелями.
Никто не может выдумать подобный рассказ о даровании Торы
Тора знала заранее, что никто не сможет выдумать подобный рассказ. В стихах главы Ваэтханан, начинающихся со слов «Когда родятся у тебя сыны и сыновья сынов, и проживете долго на земле… и сделаете зло в глазах Б-га», Тора провозвещает нам разрушение и рассеяние. После этого она добавляет:
«При невзгоде твоей, когда постигнут тебя все эти предсказания, в конце дней, вернешься к Г-споду, Б-гу твоему, и будешь слушаться Его голоса… Ибо спроси-ка о прежних днях, которые были прежде тебя, со дня, когда сотворил Г-сподь Б-г человека на земле, и от края неба до края неба — было ли подобное этому великому делу, или слыхано ли было подобное ему? Слышал ли народ голос Б-га, говорящего из среды огня, как слышал ты, и остался в живых?»
То есть, Тора, обращающаяся к евреям в каждом поколении, обещает, что ни в каком месте Вселенной — «от края неба и до края неба», на протяжении всей человеческой истории — «со дня, когда сотворил Г-сподь Б-г человека на земле» и до «конца дней», не было и не будет события, подобного горе Синай, где Б-г открылся целому народу.
Если действительно возможно выдумать подобную историю, кто может знать лучше автора этих стихов — который по утверждению атеиста придумал этот рассказ — что это возможно! А раз так, как он взял на себя ответственность обещать, что никто никогда не сможет сочинить подобную историю и рассказать ее? Ведь стих не ограничивается обязательством, что Б-жественное откровение народу не произойдет еще раз, он обещает, что никто не сможет выдумать подобную историю, ведь Тора обещает, что не будет и не услышится!
Одно из двух: если нет возможности выдумать подобный рассказ и «вживить» его, то автор этих стихов ничем не рискует, обещая, что такого не случится. Но тогда, с другой стороны, ясно, что откровение у горы Синай действительно произошло, ибо, в противном случае, как удалось убедить столь многих людей в его истинности?! Если же откровения у горы Синай не было, и возможно придумать его и убедить множество людей в его правдивости, и именно таким образом рассказ Торы начал распространяться, то кому, как не автору, знать, что такая возможность существует! Как же он обещал, что никто не сможет, подражая ему, сочинить подобную историю и преуспеть в этом?! Факт, что это пророчество осуществилось, и никто из основателей различных религий, преуспевших в их распространении, не смогли выдумать подобную историю!!! А ведь несравнимо труднее изобрести идею и создать прецедент, чем скопировать его!
Если бы Тора обещала, что никто не даст заповедь, подобную заповеди о красной корове, или о запрете на ношение одежды, сотканной из шерсти и льна вместе, в этом не было бы большой опасности, поскольку речь идет о заповедях, смысл которых непонятен, и нет никакой причины, что различные основатели религий захотят скопировать их. С другой стороны, любая религия была бы заинтересована в истории, подобной откровению у горы Синай, истории, без которой основы религии настолько слабы. Ведь без такой истории вся религия основана на слепой вере, и невозможно доказать, что событие, лежащее в ее основе, действительно произошло! Если бы была какая-то возможность преуспеть в сочинении подобного рассказа, очень многие сделали бы это. Факт, что ни одна религия не смогла это сделать.