Вопрос раввину:
Я читала, что, согласно традиции Хабад, основанной на учениях Рамы (рабби Моше Иссерлеса), ногти следует стричь в определенном, непоследовательном порядке, чтобы избежать неудачи, с верой в то, что стрижка их по порядку может привести к бедности, забывчивости или потере детей; обычно это предполагает начало с левой руки, чередование между пальцами и отказ от простого порядка от мизинца к большому пальцу.
Вы можете пояснить это?
Ответ:
Действительно, Рамо в своем комментарии к Шульхан Аруху (Орах Хаим 260:1) пишет об этом. Согласно его словам, принято стричь ногти не по порядку (то есть стригут один ноготь, пропускают следующий). Начинают с левой руки, с безымянного пальца, а на правой руке — с указательного. На левой руке: безымянный, указательный, мизинец, средний, большой. На правой руке: указательный, безымянный, большой, средний, мизинец.
Источником этих указаний Рамо служат слова рабби Давида Абудраама (крупный испанский раввин XIV века, автор важного комментария к молитвам).
Следует отметить, что источник утверждений, приведенных Вами, о том, что стрижка ногтей по порядку может привести к бедности, забывчивости или потере детей, мне неизвестен. Я видел только указания о том, как необходимо подстригать ногти, но не объяснения возможных последствий неправильной стрижки.
По простому пониманию нет разницы между подстриганием ногтей рук и ног, однако в книге «Сефер а-Зикарон» приводится от имени рава Хаима Каневского, что Хазон Иш считал, что не следует придерживаться этого правила для ног. Подобное написано в книге «Кцот ха-Шульхан» в комментарии «Бадей ха-Шульхан», примечание 7.
Конечно же, причина этого запрета не материальная, а относится к области каббалы. Это не единственное предостережение, связанное с ногтями в еврейской традиции. В Талмуде (трактаты Нида 17а и Моэд Катан 18а) приводится еще один важный закон, касающийся ногтей. Согласно ему, наступание беременной женщины на обрезанные ногти может привести к выкидышу. По этой причине Талмуд запрещает разбрасывать ногти в местах, где есть вероятность, что беременная женщина может на них наступить.
Бен Иш-Хай (Шана Шния, Парашат Лех Леха, 17) объясняет символическое значение ногтей: они олицетворяют рост и размножение, так как продолжают расти даже после смерти человека. Однако отрезанные ногти символизируют прерывание роста. К ним, по мнению Бен Иш-Хая, «привязываются» особые духовные силы, способные оказать негативное влияние на беременность, если женщина наступит на них.
Согласно объяснению Бен Иш Хая, ногти и их отрезание имеют глубокую каббалистическую связь с концепциями жизни и смерти. Учитывая это, становится понятным существование определенного порядка их обрезания, цель которого — оградить человека от возможного вреда при выполнении этой процедуры.
Важно отметить, что крупнейшие комментаторы Шульхан Аруха, Маген Авраам и Таз (Орах Хаим 260:1), приводят мнение выдающегося каббалиста Аризаля, который не видел проблемы в обычном способе стрижки ногтей. Конечно же, в вопросах каббалы, мнение Аризаля – решающее. На основании этого Мишна Брура (там же, 8) заключает, что если человеку трудно соблюдать особый порядок, он может стричь ногти обычным способом.
Тем не менее, если соблюдение особого порядка не вызывает затруднений, ашкеназам (которые обычно следуют мнению Рамо), по словам Мишны Бруры, стоит придерживаться его указаний.
Сефарды же вовсе не обращают на это внимания и стригут ногти в обычном порядке, начиная с правой руки, согласно указанию в Каф ха-Хаим (260:6).