Статья посвящается

Эта статья еще никому не посвящена. Нажмите тут, чтобы её кому-то посвятить!

Понимание концепции других богов в иудаизме

Вопрос:

Почему в Торе другие боги описываются так, будто они обладают реальной силой? Если Тора говорит о ревности к другим богам и неоднократно запрещает их почитание (например, Шмот 20:3-5), не создаёт ли это впечатление, что эти божества действительно существуют и имеют некую власть? Более того, когда утверждается, что наш Бог превыше других богов (например, Теилим 95:3), не подразумевает ли это, на первый взгляд, их существование? Как примирить эти кажущиеся противоречия с фундаментальной монотеистической концепцией иудаизма?

Ответ:

Для ответа на этот вопрос необходимо глубже рассмотреть монотеистическую концепцию иудаизма.

Рамбам (Маймонид) в своём труде «Мишне Тора» (Хилхот Йесодей ха-Тора 1:1-4) и Рамхаль в книге «Дерех Ашем» («Путь Творца», часть 1, глава 1) утверждают, что только Всевышний существует независимо и не нуждается ни в ком и ни в чём. Всё остальное творение не только было создано по воле Всевышнего, но и продолжает существовать каждое мгновение лишь благодаря Его постоянной поддержке. Это прямо отражено в Торе: «Нет никого кроме Него» (Дварим 4:35).

Что же представляют собой «другие боги»?

Рамхаль в «Дерех Ашем» (часть 3, глава 2) объясняет, что Всевышний создал систему духовных сил, которые служат корнями всей материальной реальности. Всё происходящее в физическом мире является следствием влияния этих духовных сил. Однако Всевышний стоит над всеми этими силами, постоянно поддерживая их существование и наделяя их необходимыми возможностями.

До разрушения Второго Храма люди обладали более высоким духовным уровнем и могли ощущать существование этих сил. У человечества было сильное стремление приблизиться к высшим силам. Это желание имело положительную основу – стремление приблизиться к их Создателю. Однако вместо того, чтобы использовать это стремление для сближения с Творцом, люди начали ошибочно поклоняться самим этим силам, что и называется идолопоклонством.

Конечно же, идолопоклонство — это не только стремление именно к этим духовным силам. Любое обожествление каких-либо сил или предметов, служба и молитва им также считается идолопоклонством. Даже если человек обожествляет праведника, молится его душе и т.п., это тоже будет считаться идолопоклонством. Однако начало идолопоклонства лежит в поклонении этим духовным силам, как об этом пишут Рамбам (Мишне Тора, Хилхот Аводат Кохавим 2:1) и Рамбан (комментарий к Шмот 20:3).

Идолопоклонство считается тяжким грехом, поскольку мир был создан для того, чтобы дать возможность творениям приблизиться к своему Создателю. Когда люди оставляют эту связь и обращаются к идолопоклонству, они сильно отдаляются от Всевышнего.

Всевышний многократно и настойчиво предостерегает от идолопоклонства в Торе не потому, что в этих «других богах» есть какая-либо реальная сила или могущество. Причина столь частых предупреждений заключается в том, что идолопоклонство серьезно отдаляет человека от истинной связи с Творцом. Оно искажает понимание единства Бога и Его абсолютной власти над миром, что является фундаментальной основой иудаизма.

Пророк Ирмеяу (Иеремия 2:13) передает слова Всевышнего, критикующие еврейский народ за идолопоклонство, используя яркую метафору: «Ибо два зла сделал народ Мой: Меня, источник воды живой, оставили, чтобы высечь себе водоемы, водоемы разбитые, которые не могут держать воды». Эта метафора подчеркивает, что Всевышний подобен источнику живой воды, дающему истинную жизненную силу, в то время как идолопоклонство сравнивается с разбитыми водоемами, неспособными удержать воду и, следовательно, бесполезными. Как мы видим, именно это ничтожество и бессилие других «богов» является одной из главных причин обличения народа за их почитание.

После разрушения Второго Храма мужи Великого собрания, осознав ужасные последствия идолопоклонства, молились о том, чтобы Бог устранил это влечение (Талмуд, трактат Йома 69б). С тех пор сильное стремление к идолопоклонству прекратилось, но одновременно уменьшилось и стремление к Богу, прекратилось и пророчество.

Когда в Торе Всевышнего называют «Богом Всевышним» (например, в Берешит 14:18), это не следует понимать как указание на существование других богов, которых Он просто превосходит. Напротив, этот титул подчеркивает абсолютное превосходство и уникальность Творца. Смысл в том, что Он не просто «выше» других сил, а принципиально отличен от них: Он стоит над всем творением, являясь источником и постоянной поддержкой существования всего сущего.

Выражение о том, что Всевышний «ревнует» к другим богам (например, в Шмот 20:5), не следует понимать буквально. Как объясняет Раши в своём комментарии к этому стиху, слово «ревность» здесь означает заботу. То есть, Всевышнему, образно говоря, небезразлично, что сыны Израиля совершают такую ошибку – оставляют источник живой воды ради разбитых водоемов.

Таким образом, упоминания других богов в Торе не противоречат монотеистической концепции иудаизма. Тора подчеркивает абсолютное превосходство Всевышнего над всеми силами, которым могли поклоняться люди. Эти «боги» не обладают реальной силой или независимым существованием. Частые предупреждения против идолопоклонства указывают на его опасность как преграды между человеком и истинным Творцом, а не на реальность других божеств.

Была ли эта информация полезной?

Да (37)
Нет
Спасибо за ваш отзыв!
Скачать наше приложение
Вам понравилась статья? Поделитесь ею с друзьями!
Facebook
VK
OK
Telegram
WhatsApp
Skype
Еще от Автора
Спонсировать

Вы можете помочь нашим проектам, урокам и программам

Maaser Truma

Дорогой ,

Пожалуйста, выполните перевод на сумму на выбранную вами карту.

🇷🇺 Сбербанк карта — 220 220 363 423 9752
🇺🇦 Карта Альфа Банка - 5168 7520 0634 9925 на имя Веретельник Илона Александровна

Большое спасибо!
Рав Реувен Куклин

SSL Security 100% безопасный перевод

Посвятить статью

Dedicate Article

Внимание!

После отправки данной формы, статья будет обработана в течение 48 часов.

Случайные статьи из рубрики Биография
Возможно, вам это понравится!
Перейти к содержимому