Когда стало известно, что Моше не войдёт в землю Израиля, он обратился к Всевышнему с просьбой назначить нового лидера для народа Израиля. «Да поставит Г-сподь, Б-г духов всякой плоти, мужа над общиной. Который выйдет пред ними и который войдет пред ними, и который выведет их и который приведет их, и да не будет община Г-сподня как овцы, у которых нет пастуха» (Бемидбар, 27:16-17).
Раши в комментарии на главу Корах (Бемидбар, 16:22) трактует выражение «Г-сподь, Б-г духов всякой плоти» следующим образом: «знающий мысли (каждого еврея)». В прошлом выпуске мы привели слова наших мудрецов о том, что у каждого еврея есть свой склад ума, своё мировоззрение. Из этих слов Раши видно, что причина этого разнообразия мнений заключается в различии душ каждого еврея (выражение «Б-г духов» означает «Б-г мнений»). И как подробно разъясняется из книги Аризаля «Шаар а-Гильгулим», у каждого еврея своя, особенная и неповторимая душа.
И всё же важно понять: с какой целью Творец создал евреев настолько различными в своих мнениях?
Чтобы объяснить этот вопрос, приведём слова Талмуда в трактате Хагига (3б). Там Талмуд спрашивает: поскольку относительно многих деталей закона есть спор между мудрецами, каким образом возможно учить Тору (ведь человек не знает, чьё мнение истинное, а чьё нет)? Отвечает Талмуд словами царя Шломо (Коэлет 12:11): «(все законы) даны от Единого Пастыря», и объясняет: один Г-сподь их дал, один руководитель (Моше) их сказал, получив их из уст Господина всех созданий, благословен Он». И поэтому необходимо прислушаться к каждому мнению мудрецов и глубоко задуматься над ним, ведь каждое мнение – истинное. Подобное правило сообщает Талмуд и в другом месте (Эрувин, 13б), говоря: «Эти и эти (мнения мудрецов) – слова Б-га живого».
Поясняет Маараль («Беер а-Гола», 1:5), что у каждого закона есть различные аспекты: подобно тому, как у закона есть различные, часто противоположные аспекты, так и в субъектах материального мира есть различные аспекты (ведь в природе практически нет чистых веществ – почти каждая материя состоит из разных элементов). И на это намекает Талмуд словами: «из уст Господина всех созданий». Т. е. подобно тому, как Свои создания Он не создал абсолютно однородными, так и в законах нет единственного толкования. Каждому из мудрецов Талмуда была дана возможность увидеть какой-то особенный аспект различных законов Торы, поэтому тот, кто желает познать истинную сущность того или иного закона, должен прислушаться к разнообразным мнениям наших мудрецов.
В Зоаре сказано, что у каждого еврея есть своя буква в Торе. Это значит, что у каждого еврея есть возможность понять Тору в соответствии со своей индивидуальной душой, если он будет изучать её с большим усердием и самоотверженностью. И так мы говорим в молитве: «И дай нам удел наш в Торе Твоей». И по этой причине Всевышний создал столь большое разнообразие мнений среди евреев – чтобы каждый мог понять какой-то другой аспект законов Торы, и тем самым понимание Торы будет более полноценным.