Вопрос:
Уважаемый рав Реувен, добрый вечер! Не могли бы Вы объяснить, почему в еврейской традиции принято упоминать в молитве имя матери человека, а не имя отца?
Ответ:
Уважаемый Шалом, добрый вечер!
Традиция упоминать в молитве имя матери человека, а не отца, глубоко укоренилась в еврейской традиции. Источник этого обычая находится в Талмуде. В трактате Шаббат (66б) сказано: «все молитвы и заклинания [следует произносить] с именем матери».
Пример этому видим в Теилим, где царь Давид молится: «Пожалуйста, Бог (услышь мою молитву), ибо я раб Твой, сын рабыни Твоей» (Теилим 116:16).
Почему же предпочтительнее упомянуть именно имя матери в молитве?
Бен Иш Хай объясняет, что на женщину меньше обвинений, чем на мужчину, поскольку она освобождена от заповедей, зависящих от времени, и от греха пренебрежения изучением Торы (Бен Иш Хай, Ваикра, первый год, 3). Более того, заслуги женщин часто считаются более значительными, чем у мужчин, что можно увидеть в трактате Брахот (17а). Маараль из Праги также пишет о более совершенной природе женщин (Хидушей Агадот, Друш аТора). Таким образом, упоминание имени матери в молитве может повысить вероятность того, что молитва будет услышана благодаря заслугам матери.