«Которые разбил ты» (34:1).
В день первой годовщины со дня смерти Сабы из Новардока – самоотверженного человека, основавшего известную сеть ешив, которая действовала в подпольных условиях в опасный период, когда бушевала Первая мировая война и погромы, – его верные ученики и последователи, главы ешивы «Новардок», провели съезд для укрепления веры перед тяжелыми испытаниями, которые им предстояли. Поддерживать сеть из десятков ешив в России и бороться с радикальными революционными течениями, которые объявили войну религии, было нелегким делом.
Его старшего ученика рава Шмуэля Вайнтройба, главу ешивы Бердичева, попросили сказать, в чем состояло величие Сабы. Он встал и ответил: «Если бы нас попросили описать величие Моше Рабейну и указать на его уровень, у нас не нашлось бы слов, и мы побоялись бы произнести что-либо. Но святая Тора сделала это и выразила вершину его величия и красоты: «И по руке сильной, и по каждому чуду великому, которые совершил Моше на глазах всего Израиля». Раши объясняет, что это сказано о нем потому, что сердце подвигло его разбить скрижали на глазах у всего народа, как сказано: «И разбил их у них на глазах». А Святой, благословен Он, согласился с ним, как сказано: «Которые разбил ты – правильно сделал, что разбил» (Менахот, 99б). В этом состояла самая большая похвала, слава «верного раба», который совершает не только великое и недосягаемое, который не жалеет собственных сил, и у которого перед глазами есть лишь воля Г -спода».
Он рассказал, что Саба из Новардока направил двух учеников в далекий город в центре России, чтобы основать там ешиву. Эти двое действовали самоотверженно, собрали учеников, нашли для них здание, достали еду и распространяли Тору. Ешиву они создали на славу. Когда она укрепилась и достигла процветания, далекие от Торы руководители общины решили вмешаться в программу обучения, а если им не позволят – изгнать учащихся из здания, принадлежавшего им. Эти двое учеников засомневались. Ситуация стала известна Сабе. Тогда он взял еще троих учеников (раби Шмуэль был одним из них), отправился в трехдневный путь в тот город, чтобы постарался убедить руководителей общины отказаться от своего замысла. Но поскольку это ему не удалось, он стал убеждать родителей учащихся отправить их в другие ешивы и не уехал оттуда, пока не закрыл свою.
В этом истинное величие, как и в случае с разбиением скрижалей. В результате этого получают вторые скрижали и ничего не теряют!
Когда государство решило ввести уроки по светским наукам в прославленной ешиве Воложина, несколько великих мудрецов того поколения оценили ситуацию и решили согласиться на эти условия, поскольку это была центральная и самая сильная ешива в стране. Но ее глава, Нецив из Воложина, склонился к «разбиению скрижалей» и закрытию ешивы. И видите, какое чудо! Ее выпускники открыли ешивы в других местах. Десятки ешив появились вместо нее одной. Тора расцвела, и ее изучение упрочилось.
Когда Саба из Кельма спросил у своего учителя раби Исраэля Салантера, открывать ли ему ешиву, тот ответил: «Если потом сможешь закрыть – открывай…»
К чему всё это сказано? Если мы проанализируем, то увидим, что множество наших действий совершаются под давлением обстоятельств, рутинно, автоматически. Даже если мы ими недовольны, даже если не соглашаемся с ними полностью, даже если бы не стали так поступать изначально, всё равно мы словно в плену у них. Нас уносит поток этих действий, и нет сил остановиться, изменить направление, «разбить скрижали».
Можно встретить евреев, которые не соблюдают Тору и заповеди, хотя знают, что истина именно в них. Они знают, что нужно исполнять заповеди, соблюдать Шабат, есть только кошерную пищу, следовать законам чистоты семейной жизни. Но нет у них решимости встать и совершить действие, принять на себя «бремя царства небесного» – например, пойти на семинар по Торе. Можно встретить родителей, пославших самое дорогое, что у них есть, – своих возлюбленных детей – в школу приобретать знания и разум. А потом они удивляются грубости и словам, которые ребенок приносит с собой, его выражениям и понятиям, вседозволенности и скотскому поведению. В таком случае зачем молчать? Измените направление, пока еще можно. «Разбейте скрижали» и переведите ребенка в школу, которая воспитывает веру и дает религиозное образование, развивает хорошие качества и приучает к вечным ценностям, знакомит с Торой, с молитвами, учит уважать родителей и наставляет хорошему поведению. Спасите своего ребенка, и он будет вам вечно благодарен!
Пусть каждый проверит, где его поймала рутина, где он оказался в плену ложного пути, и наберется решимости к изменениям, пока не стало поздно. Это вершина величия, в награду за которое получают благодарность с Небес.