«И возьмут для тебя чистое оливковое масло для освещения» (Шмот, 27:20)
Говорит Мидраш (Шмот Раба, 36:1), что в приведенном в заголовке стихе Торы сыны Израиля уподоблены оливковому маслу. Почему? «Обычно, когда смешивают две жидкости, не знают, какая всплывет наверх и какая останется внизу. Но чистое оливковое масло, с чем его не смешивай, – всегда окажется сверху!»
Раби Сулейман Охана, один из учеников Аризаля, говорит, что слова этого Мидраша относятся к каждому еврею, каким бы он ни был. Неважно, насколько он погряз в грехах и смешался с нечистотой и мерзостью этого мира: стоит лишь найти и раздуть в нем хотя бы малую, последнюю еврейскую искру, – и он тотчас «всплывет наверх», как это масло, – и вернется к своему Отцу Небесному!
Автор книги «Бней Давид», один из мудрецов Джарбы, приводит поучительный рассказ.
Посланник из страны Израиля, путешествуя, прибыл в далекую глухую деревню. Солнце садилось, и он стал искать место для ночлега. И приютил его один из местных жителей, ювелир, – и очень хорошо его принял. На следующий день, еще до восхода солнца, ювелир этот уже приступил к своей работе. И вот – гость видит, как он старается, разжигая огонь в печи: дует на него изо всех сил, и машет большим листом жести, чтобы пламя разгорелось как следует. – «Почему ты не пользуешься кузнечными мехами?» – спросил гость с удивлением. «Ты бы не утомился так, и работа пошла бы гораздо быстрее!» Ювелир удивился и воскликнул: «Кузнечные меха? А что это такое? Я никогда не слышал!» «В таком случае, – пообещал гость, – когда я приеду в большой город, постараюсь купить их тебе в благодарность за твое гостеприимство, и отправлю с посыльным!»
Он сдержал свое слово – купил кузнечные меха и отправил их ювелиру с надежным посыльным.
Спустя год он снова оказался в той деревушке и увидел, что ювелир не пользуется купленными ему мехами и разводит огонь своим прежним примитивным и утомительным способом. Гость был очень разочарован… В ответ на вопрос ювелир уверенно заявил: «Меха – непригодный инструмент!» И объяснил: «Я положил в печь угли и стал дуть на них мехами, но они остались холодными!» «Но угли всегда будут холодными, пока ты не зажжешь первую искру!» – воскликнул гость. «Если бы ты зажег сначала самую малую искру, – меха помогли бы превратить ее в большое пламя!»
Чему учит эта история? Чтобы приблизить еврея к Торе, нужно найти и раздуть в нем чистую искру, дремлющую глубоко-глубоко в его душе. Дать ему почувствовать сладость от исполнения заповедей, пусть даже связанных с чисто материальным наслаждением, например, от вкусных блюд субботней трапезы. И насколько у него есть музыкальное чувство, – от слушания и совместного исполнения красивых субботних песен… И переходя от материального к духовному, – от доступных ему на его уровне мудрых и неожиданных объяснений слов Торы в недельной главе, – как мудрость их раскрывается даже в самом, казалось бы, простом… И также от рассказов о том, как соблюдали и изучали Тору, когда это было трудно и опасно, – например, в не столь давние времена в СССР, – и как страшное там смешивалось иной раз с забавным…
И он ощутит, как в его сердце разгорается пламя святости, любовь к Торе и заповедям, как сказано: «Попробуйте и увидите, как добр Б -г»: чтобы увидеть Его доброту, достаточно лишь попробовать (Оцротейну).