Предисловие
Уважаемый читатель!
Данная статья написана на основе книги рава Хаима Каневского «Шоне Алахот» и представляет собой подробное изложение законов, касающихся больных в Йом Киппур. Она предназначена в первую очередь для тех, кто стремится углубить свои знания в области еврейского закона и практики.
Однако важно подчеркнуть, что в реальных жизненных ситуациях, особенно когда речь идет о здоровье человека, крайне важно консультироваться с компетентным раввином. Законы, изложенные здесь, могут иметь различные нюансы применения в зависимости от конкретных обстоятельств, и только опытный раввин может дать правильное руководство в каждом индивидуальном случае.
Для практического применения рекомендуем также ознакомиться со статьей «Больные в Йом Кипур: галахическая инструкция». Эта практическая статья составлена на основании мнений ведущих раввинов и медицинских специалистов. В ней подробно рассматриваются различные болезни и даются конкретные рекомендации по их лечению в контексте соблюдения Йом Киппура.
Изучение этой статьи поможет вам лучше понять глубину и сложность еврейского закона, но помните, что в вопросах практического соблюдения всегда следует обращаться за советом к раввину.
Общие правила
Если больной нуждается в еде, даже если в данный момент его болезнь не опасна для жизни, но есть опасения, что без еды болезнь может усилиться и привести к опасному состоянию, ему разрешается есть.
Если врач говорит, что больной нуждается в еде, даже если он прямо не говорит об опасности для жизни, а только о возможном ухудшении состояния, больному дают есть. Мы опасаемся возможной угрозы жизни. Это правило касается не только врача — любой человек, который хоть немного разбирается в данной болезни, может высказать свое мнение. Особенно это касается рожениц, где мы полагаемся на мнение женщин, которые в этом разбираются. Однако это относится только к евреям. Нееврею мы не доверяем, пока не убедимся, что он действительно разбирается в данном вопросе. В наше время есть сомнения, можно ли полагаться на неевреев или на еврейских врачей, которые подозреваются в нарушении законов Торы, несоблюдении субботы и поста. Всё зависит от оценки ситуации раввином.
Разногласия между врачом и больным
Если врач говорит, что больной нуждается в еде, а больной утверждает, что не нуждается, мы слушаем врача. Даже если сам больной является опытным врачом, мы всё равно не слушаем его, так как из-за слабости он может неправильно оценивать свое состояние.
Если больной говорит, что чувствует необходимость поесть, и боится, что без еды его состояние ухудшится, мы слушаем больного. Даже если он сначала молчал и сказал о своей потребности только когда его спросили, мы слушаем его. Даже если сто врачей говорят, что ему не нужно есть, или что еда может ему навредить, мы всё равно слушаем больного и даем ему еду. Однако сначала нужно напомнить ему, что сегодня Йом Киппур.
Если больной хочет быть строже к себе после того, как ему разрешили есть, к нему применяется стих «Но за вашу кровь с души вашей взыщу». Когда больному разрешают есть, ему не нужно искупление за это, потому что он действует по необходимости, а Всевышний освобождает от ответственности в таких случаях. Тем более это верно, если он съел меньше установленного количества. Искупление требуется только за неумышленный грех.
Различные ситуации и мнения врачей
Если больной ничего не говорит, а один врач (даже нееврей или женщина) говорит, что нужно есть, а другой врач (даже еврей) говорит, что не нужно, больному дают есть. Однако это только если нееврейский врач действительно разбирается в вопросе. Если он не разбирается, его мнение не принимается во внимание. Есть сомнения относительно того, можно ли полагаться на нееврея, который не разбирается в вопросе, даже если никто его не опровергает. Всё это относится к случаю, когда больной молчит или говорит, что не знает. Но если больной тоже говорит, что ему не нужно есть, мы не слушаем врача, который говорит, что нужно, потому что это два мнения против одного. Однако если этот врач намного мудрее и опытнее других, мы прислушиваемся к его мнению и кормим больного, даже если большинство против. Но если самый мудрый врач говорит, что не нужно есть, а двое менее опытных говорят, что нужно, мы следуем мнению большинства и кормим больного.
Если двое говорят, что нужно есть, а двое говорят, что не нужно, даже если те, кто говорят «не нужно», более опытны и мудры, и даже если сто человек говорят «не нужно», и сам больной с ними согласен, мы всё равно кормим его, потому что двое сказали «нужно». Двое приравниваются к ста, особенно когда речь идет о неопытных людях.
Если больной молчит, один врач говорит, что нужно есть, а двое говорят, что не нужно, больного не кормят.
Если больной говорит, что ему не нужно есть, а врач сомневается, больного кормят, потому что в вопросах, касающихся жизни, мы выбираем более осторожный подход. Но если врач говорит, что не нужно есть, а больной говорит, что не знает, больного не кормят, потому что большинство больных не разбираются в своей болезни. Если сам больной — врач и он сомневается, его кормят, даже если другой врач говорит, что не нужно. Однако если у больного высокая температура или подобное состояние, когда его рассудок не ясен, есть сомнения, может ли он правильно оценить свое состояние. Если врач сомневается, больного кормят, даже если другой врач говорит, что не нужно. Но если двое говорят, что не нужно есть, больного не кормят.
Правила кормления больного
Когда кормят больного, и также всех тех, кому разрешено есть меньше установленного количества (как объяснено в разделе 617), им дают есть понемногу, чтобы не набралось полное количество за один раз. Поэтому дают немного больше двух третей среднего яйца, что примерно равно 45 граммам (две трети яйца — это около 30 граммов). После еды нужно подождать время, за которое можно съесть половину буханки хлеба (примерно 9 минут), и затем можно снова есть такое же количество, если нужно. Что касается питья, накануне Йом Киппура проверяют на самом больном, сколько он может набрать за один раз в рот и переместить в одну сторону. Ему дают пить меньше этого количества. Для среднего человека 40 граммов жидкости точно меньше этого количества, это примерно шестая часть стакана. После питья нужно подождать 9 минут, а если не может — хотя бы столько времени, за которое можно выпить четверть лога (примерно 86 мл). Между едой и питьем ждать не нужно, потому что они не объединяются в одно количество.
Всё это в случае, когда этих количеств достаточно. Но если оценили, что этого недостаточно, или есть сомнения, дают больному есть и пить сразу столько, сколько ему нужно. Также если сам больной так говорит. Принято давать больному еду и говорить ему: «Сегодня Йом Киппур. Если ты думаешь, что будет опасно для тебя, если ты не съешь сразу полное количество, ешь сразу. Если нет — ешь понемногу, меньше установленного количества».
Даже если больному разрешили один раз съесть больше установленного количества, в следующий раз, если ему достаточно меньше установленного количества, а он съест полное количество, он подлежит наказанию карет (отсечение души). Поэтому нужно каждый раз оценивать, достаточно ли меньшего количества. Для этого нужна расторопность и знания, потому что очень трудно точно оценить.
Заключительные положения
Каждому раввину следует хорошо знать эти законы накануне Йом Киппура, потому что промедление может привести к опасности для жизни. Если возникает вопрос, над которым раввину нужно подумать, а есть знающий человек, который может сразу ответить, в этом случае не оказывают почет раввину (а слушают знающего человека). Эти законы также относятся к законам субботы, потому что между субботой и Йом Киппуром нет разницы, кроме того, что за намеренное нарушение субботы полагается побиение камнями, а за Йом Киппур — карет.
Дети, которые едят в Йом Киппур, а также больной и роженица, которые не постятся, должны благословлять перед едой и после еды. Нужно сказать «Яале ве-Яво» в благословении после еды и упомянуть Йом Киппур. Если Йом Киппур выпадает на субботу, говорят «Рце ве-Ахалицену». Но если забыли сказать «Яале ве-Яво» или «Рце» (когда Йом Киппур в субботу) и вспомнили после того, как закончили благословение «Боне Йерушалаим», не нужно возвращаться и не нужно говорить благословение «Ашер натан», потому что есть мнения, что не нужно упоминать [Йом Киппур]. Тем более не нужно делать Кидуш, потому что есть опасение произнесения благословения впустую.