По мотивам книги рава Нойгершеля Путишествие к вершине горы Синай
Как быть уверенным, что Тора передавалась без изменений?
Нужно понять, каким образом мы может знать, что Тора передавалась из поколения в поколение со всеми ее подробностями и деталями? Как могла столь сложная система передаваться без искажений в течение столь многих поколений? Возьмем, к примеру, известную детскую игру “испорченный телефон”, когда несколько человек сидят в ряд, первый из них шепчет определенное слово соседу, тот – своему соседу и т.д., пока не дойдет до последнего, который и говорит полученное слово вслух. Забавно видеть, как слово постепенно меняется. Что же предотвращало подобные ошибки при переписывании Письменной и передаче Устной Торы? Почему незаметные погрешности не могли вкрасться на каждом этапе длинной цепочки передачи Торы, давая в сумме нечто совершенно отличное от первоначального?
6 систем защиты
Чтобы получить ответ на эти вопросы, давайте используем для наглядности этот же самый пример и попытаемся построить игру в “испорченный телефон” с “системами защиты данных”, которые смогут предотвратить всякую ошибку при передаче. Можно построить шесть “систем защиты”, каждой из которых достаточно, чтобы в передаваемую информацию не вкралась никакая погрешность.
Система защиты №1
Каждый участник передает вместе со словом предмет, о котором идет речь. Если слово – “стул”, то он должен передать стул, и второй участник, слышащий слово и получающий стул, услышит именно “стул”, а не какую-то другую вариацию, и даже если он услышит что-то другое, он сразу же поймет, что должен перепроверить, что именно сказано, ведь налицо противоречие между тем, что он слышал, и предметом, который получил… Игра в “телефон”, проводимая в соответствии с такими правилами, не может быть “испорченной”. Слово, сказанное первым участником, перейдет по цепочке без изменений и искажений.
Система защиты №2
Первый участник передает записку с основными тезисами сообщения.
Система защиты №3
Каждый участник повторяет слово соседу пятьдесят раз. В таких условиях слово, несомненно, будет передано точно. Ведь даже если десять из пятидесяти раз сосед услышит различные вариации слова, в большинстве случаев он все же услышит его правильно, тем более что остальные, неправильные вариации будут различными. К примеру, если он сорок раз услышит “баран”, а десять раз – различные варианты ошибок, например “экран”, “таран”, “кран”, то анализ всех ошибок приведет его к заключению, что исходное слово было “баран”. И если, тем не менее, у него останется какое-то сомнение, он попросит соседа пояснить, какое же слово имелось в виду. В игре, проводимой согласно таким правилам, тоже не будет искажений.
Система защиты №4
Поставим десять рядов участников. Первые участники в каждом ряду согласуют между собой, какое слово загадать. Если последние участники в каждом ряду скажут одинаковое слово, то мы будем знать, что оно было передано без искажений. Ведь невозможно представить, что во всех рядах произошла одна и та же ошибка.
Система защиты №5
Будем делать эти упражнения в течение десяти дней подряд. В разные дни – разное настроение участников, меняется внимание и сосредоточенность. Если во все десять дней все пришли к одному результату, мы можем быть уверены, что не произошло никаких искажений.
Система защиты №6
Участники будут предупреждены, что тот, кто исказит информацию, получит строгое наказание, а тот, кто передаст ее точно, получит награду. Страх перед наказанием и стремление к награде заставят их стараться изо всех сил.
Система защиты №7
Поднимем мотивацию участников, объяснив им, насколько правильная передача информации важна для общества, для человечества и т.д. Это еще одна причина, чтобы постараться передать информацию правильно.
Все системы защиты в Торе
На самом деле, каждой из вышеописанных систем защиты достаточно, чтобы снизить вероятность искажения до минимума или даже до нуля. Тем более если мы сможем создать игру, где все эти системы защиты будут действовать вместе: участники скажут слово, передадут предмет, повторят слово пятьдесят раз в день в течение десяти дней, в игре будут участвовать десять параллельных рядов и все это после того, как мы выработали у участников очень сильную мотивацию, обещали им награду и запугали их жестоким наказанием, объяснили им важность задачи и последствия ее выполнения, и кроме всего этого, от участника к участнику передается записка с основными тезисами или намеком на передаваемое слово или информацию. В таких условиях искажение станет совершенно невозможным…
Тора передавалась из поколения в поколение со всеми этими “системами защиты”, делающими фальсификацию невозможной, и кроме того, еще и с дополнительными средствами защиты.
Непрерывность передачи Торы
Тора передается из поколения в поколение исторически непрерывно.
Непрерывность традиции — ключевое слово в исторической науке, и она является основной причиной для того, чтобы рассматривать события прошлого как исторические факты. События, передающиеся по непрерывной цепочке, считаются фактами. Повествование о таком персонаже истории, как Александр Македонский, переходит из поколения в поколение в виде рассказа, произошедшего на глазах массы людей. Если оно придумано и на самом деле никто никогда не видел А. Македонского, тяжело объяснить, как можно было его придумать и убедить массы, что он существовал.
Рассказ о Мухаммаде, “пророке” ислама, который рассказал, что, будучи один в пустыне, встретил ангела Гавриэля, переходит из поколения в поколение по непрерывной цепочке. Таким образом, нам известно, что такой человек существовал, его видело множество людей! Однако мы ничего не знаем об истинности его рассказа, ведь даже согласно их истории, никто не видел, как он встретил ангела Гавриэля… И поэтому мы знаем, что был такой человек, и мы знаем: он утверждал, что встретил ангела Гавриэля. Произошла ли эта встреча в действительности? В это нужно слепо верить, так как свидетелей не было, и доказать ничего невозможно.
Тора Израиля дошла до нас по непрерывной интенсивной исторической цепочке, которая не имеет себе подобных в любом другом народе. Никто на свете не может назвать по именам людей в различных поколениях, которые поставили себе целью передать рассказ об Александре Македонском. Непрерывная историческая цепочка вокруг истории о нем безымянна. Тора же передается по непрерывной поименной цепочке. Историческая цепочка передачи Торы точно датирована, мы знаем, кто были главы поколения, которые передали Тору следующему поколению (кроме, естественно, всего остального народа, который передавал от отца к сыну Тору и рассказ об Исходе), когда они получили эту должность и когда каждый из них умер и передал скипетр правления следуюшему руководителю. Уже одна такая ясная и непрерывная историческая традиция превращает всякую попытку “вживления” вымышленного рассказа в невыполнимую задачу.
Подробные детали
Имена предводителей народа во всех поколениях известны нам. Мы знаем также множество деталей о них, об их характере, поговорках, которые они употребляли, о событиях, которые произошли в то время, когда они жили включая различные происшествия в их частной жизни. В определенных случаях сохранилось даже описание их внешнего вида. Ввиду такой детализации нет места для предположения, что возможно было вдруг внести такую грандиозную систему, как Тора Израиля, не оставив при этом отпечатка.
Передаваемая Тора чрезвычайно подробна и детализирована. Те, кто утверждает, что кто-то выдумал этот рассказ, не принимают во внимание, что на нем лежала бы крайне тяжелая задача: убедить слушателей в правильности всех деталей. ”Реставрированные” исторические рассказы обычно характеризуются круглыми датами и круглыми числами. Когда говорят о древних египетских династиях, восстановленных исследователями, всегда оперируют круглыми числами – 2000 или 3000 лет до н.э. и т.п. Как можно через такой длительный промежуток времени достичь подробных знаний на уровне точных чисел?
В Торе же, напротив, точные числа есть в изобилии. Тора сообщает нам, например, о точном количестве воинов в каждом колене в начале странствования по пустыне и в конце. Если бы это не было написано “в реальном времени” и дано людям, которые знают, что вот сейчас завершился подсчет и данные точны, каким образом потом определили эти данные и как убедили массы народа принять их и поверить в них?
Тора непрерывно передается из поколения в поколение, опираясь на действия, исполняемые каждый день, и на предметы, сопровождающие эти действия (талит, тфилин, шофар, лулав и т.п.) (Система защиты №1)
Значение этого в том, что если передача предмета обеспечивает “надежность” “телефона”, то уж тем более — такая комплексная система. Ведь мы накладываем те же тфилин, что и наши предки (а законы тфилин включают в себя около семи тысяч деталей! – прим.перев.) Каждый мальчик в тринадцать лет получает от отца тфилин и накладывает их так, как это делает его отец. Это невозможно изменить. Представим себе, что человек придет в синагогу и наложит тфилин с позолоченными ремнями (ремни, по закону, должны быть черными – прим.перев.) . Когда его спросят, что это, он ответит, что такова новая мода. Его выгонят из синагоги! Мишна в трактате Сукка рассказывает о священнике, который вылил воду к своим ногам вместо того, чтобы возлить ее на жертвенник, “и весь народ забросал его этрогами” (цитрусовыми плодами, используемыми в суккот).
Речь не идет об одной заповеди и о об одном действии. Речь идет о целой системе действий, которые исполняются непрерывно из поколения в поколение. Как можно внести изменения, пусть даже незначительные, в систему, передающуюся вместе с постоянным исполнением действий?
Вместе с записанным документом
Тора передается вместе с записанным документом (Пятикнижием), включающим в себя ее основные тезисы (система защиты №2).
Постоянное повторение
Тора беспрестанно изучается и повторяется каждый день в течение всей истории (система защиты №3) как заповедано в Торе “и повторяй их детям твоим” и как пророчествовал Йешаяу (59): “А Я – вот Мой завет с ними, сказал Г-сподь, Мой дух, который на тебе, и слова, которые Я положил в твои уста, не отойдут от твоих уст, и от уст твоего потомства, и от уст потомства твоего потомства отныне и навеки, как в той системе, когда каждый участник повторяет слово пятьдесят раз. И действительно, не было в истории ни одного года, когда не были бы созданы сотни работ по Торе, не прошло ни одного дня без того, чтобы тысячи еврейских детей, их родителей и учителей не занимались бы Торой.
По всему миру
Череда поколений, через которую переходит Тора – это не одна цепочка, а целая сеть цепочек, распростертая по всему миру (система защиты №4). Некоторые из них были оторваны друг от друга в течение многих сотен лет, и, несмотря на это, в конце концов вернулись с той же Письменной Торой, с той же Устной Торой, Мишной, Талмудом, 613 заповедями и с теми же основами веры. Это подобно параллельным линиям в вышеупомянутом “испорченном телефоне”. Не может быть, что во всех линиях произойдет одно и то же искажение!
Те же заповеди
Каждый день евреи повторяют ту же самую молитву и те же самые заповеди. (система защиты №5). И так – каждую субботу и каждый месяц. Как в том упражнении, повторяющемся несколько дней с одинаковым результатом, что свидетельствует о точности в передаче сообщения.
Серьезность
Те, кто передавали Тору, относились к ней с наивысшей серьезностью. (Система защиты №6). Рабби Ишмаэль говорит своему ученику рабби Меиру, который был переписчиком священных текстов: “Сын мой, будь осторожен в твоей работе, ведь она – работа Неба, чтобы не пропустить букву и не добавить лишнюю, и не разрушить тем самым весь мир” (Вавилонский Талмуд, Эйрувин 13).
Те, кто передавали Тору, осознавали огромную важность своей задачи, и были готовы на любые усилия, чтобы передать ее в точности. Они весьма и весьма преуспели в этом, ведь свиток Торы переписывается людьми и содержит более трехсот тысяч букв, и каждая переписка подобного документа обычно вносит в него немалое количество ошибок. Через определенное время можно ожидать, что образуется несколько вариантов текста, отличающихся друг от друга буквами и, возможно, даже словами. И действительно, древние книги, включая те из них, которые переписчики были чрезвычайно заинтересованы скопировать точно, содержат множество ошибок, и имеются различные их вариации. Например, евангелие, основная книга христианства, относительно невелико – около 140 тыс. букв, и его возраст – около 1900 лет. Сегодня существует 150 тысяч вариантов евангелия! А книга Торы Моше, которая в два раза больше и в два раза старше, сохранилась полностью, во всех разбросанных по миру общинах Израиля, без изменений.
Мы не раз слышали о том, как евреи были готовы потерять все свое имущество, чтобы спасти свиток Торы, евреи бросались в огонь, чтобы попытаться спасти свитки Торы от пожара…
Мотивация передавать Тору в точном виде
В иудаизме есть колоссальная мотивация передать Тору в точном виде (система защиты №7). Много сказано о великой награде изучающих Тору и передающих ее с большой точностью. Эта мотивация на протяжении еврейской истории выражалась во всех общинах Израиля в самопожертвовании, с которым евреи относились к исполнению всех тонкостей заповедей. Еврейские матери создали вокруг Торы Израиля великую защитную стену, называемую, как мы сказали, самопожертвованием. Эти матери воспитывали своих детей и говорили им: “Если придут враги и скажут вам: “Соблюдайте все заповеди, учите Тору, выполняйте все приказы Торы, но только сотрите одну букву в Торе, – чтобы показать, что вы не до конца принимаете совершенство Торы…” — говорили матери сыновьям, — “Умрите, но не измените ничего”…
К нашему великому сожалению, еврейскому народу не единожды была дана возможность доказать кровью свою приверженность Б-гу Израиля и Торе Израиля, приверженность, которую ни христиане, ни мусульмане, ни их деспотические законы, ни их цари-тираны, не смогли пересилить. Как те 400 детей, взятых в плен римлянами, которые бросились в море и потонули, чтобы не преступать тяжкие запреты Торы (Мидраш Раба). Крестовые походы, инквизиция, изгнания, периоды, когда источники пропитания для евреев были ограничены до минимума и ниже, в то время как одним мановением руки и одним словом они могли получить все привилегии, которых удостаивались отступники… Очень немногие избрали эту возможность, подавляющее большинство предпочли смерть, а не предательство (и не только ученые и знатоки Торы, но и простые евреи). И в нашем поколении, в страшные дни тьмы Катастрофы, очень многие евреи продолжали молиться, изучать Тору и соблюдать заповеди, несмотря на все запреты и угрозу смерти и мучений, которые страшнее смерти, – ничего не помогло: даже в самых тяжелых условиях евреи продолжали изучать Тору и исполнять ее заповеди.
Эти описания – не только повествования о мужестве, свидетельствующие о характере нашего народа и его верности своим идеалам; описания эти являются также доказательством точности передачи Торы, ведь поскольку люди жертвовали собой и не уступали ни в одной детали и не отказывались ни от одной буквы, как могли заповеди Торы исказиться? Если бы кто-то пожелал добавить новую деталь к определенной заповеди, не говоря уже о введении новой заповеди), евреи сразу же отвергли бы это, ведь даже одну букву они не дали бы добавить к Торе!