«А вот законы, которые положишь перед ними» (21:1).
Вот как этот стих комментирует Раши: «Сказал Святой, благословен Он, Моше: И не думай, что тебе достаточно повторить им каждый раздел и закон два или три раза, пока он не будет у них на устах, как заученный текст, и что не нужно утруждать себя, объясняя его смысл и значение. Об этом сказано: «Которые положишь перед ними» – словно накрытый стол, где всё готово для еды».
Непонятно, – удивляется рав Галинский. Моше Рабейну сидел и повторял не два или три, а четыре раза (Эрувин, 54б). Пусть евреи сами постараются углубиться, поискать смысл и понять. Если уж будет трудно, и они зайдут в тупик, и даже после больших стараний не поймут, только тогда пусть придут к Моше…
Но всё обстоит иначе: это Моше должен утруждать себя, помогая им понять смысл законов и их значение! Почему? На мой взгляд, это не частное правило в законах изучения Торы, а общее правило в том, как нужно совершать добро, следуя путями Б -га. Ведь написано (Эрхин, 16б): «Каков (минимальный) предел страданий? Даже если протянул руку в карман, чтобы взять три монеты, а попалось две, и приходится утруждать себя, вновь возвращая руку в карман, – это уже страдания!» Если бы человек не согрешил прежде, Творец не заставлял бы его два раза протягивать руку в карман. Но это странно: ведь Всевышний дал вам и деньги, и руку, и карман – так уж извольте слегка потрудиться. Сделайте хотя бы это. Разве обязательно, чтобы в руку сразу попала нужная сумма? Но в том-то и дело, что ответ: «да»! Когда делаешь добро, делай его в совершенстве!
В райском саду ангелы жарили мясо и процеживали вино для первого человека (Санедрин, 59б). Только из-за своего греха он был вынужден трудиться над производством хлеба (Брахот, 58а). Когда грех будет исправлен, земля станет выращивать готовые булочки. Так Творец показывает нам, что такое совершенная доброта.
Какой муж не убирает со стола после трапезы? Но совершенство состоит в том, чтобы и посуду помыть! Речь идет, естественно, о ситуации, когда его супруга ела одна. Если он ел с нею, мытье посуды за собой уже не будет считаться совершением добра кому-либо.
Известен следующий рассказ. Один хасид из Пшисхи поехал торговать на ярмарку в Данциг. Там было много торговцев-евреев, и все они преуспели в бизнесе и заработали большие деньги. Один из них взял в долг большую сумму, чтобы купить на нее товар для продажи, а как пришел на ярмарку, у него украли все деньги. Мир словно потемнел в его глазах. Мало того, что ему нечем было торговать, пока его товарищи зарабатывали и богатели, так теперь ему еще предстояло вернуться домой должником и просить подаяния.
Когда ярмарка закрылась, один из торговцев – хасид из Пшисхи – пригласил сто других торговцев на пир в честь удачного завершения дел. Тот несчастный, оставшийся без денег, тоже был среди них. После того, как поели и попили, и когда стало хорошо на душе у них, организатор пира встал и произнес: «Господа, мы все торговали и заработали прибыль и теперь возвращаемся домой радостные и веселые. Но есть среди нас один товарищ, у которого украли деньги. В основном, эти деньги он взял в долг. Теперь он должен вернуть десять тысяч рублей. Он надеялся удвоить и утроить эту сумму, а у него всё пропало. Давайте же выручим его из этой скверной ситуации. Нас здесь сто, и каждый может дать ему двести рублей, чтобы он вернулся радостным в свой город».
Сказав это, он снял шляпу и перевернул ее, положил в нее двести рублей и стал передавать от одного к другому. Шляпа быстро наполнилась купюрами и была передана изумленному бедному торговцу. А его благотворитель сказал с юмором: «Здесь 19 800 рублей. Последние двести положи сам, чтобы дополнить сумму. Ведь теперь ты богатый и тоже должен давать милостыню…»
Когда он вернулся к себе в Пшисху, его учитель сказал ему: «Я слышал о том, что ты сделал – как выручил другого торговца из его беды. Но было неправильно предлагать и ему поучаствовать и вложить свои деньги. Хочешь сделать добро – сделай его в совершенстве!»