Страна не может скрывать свою вину за сопричастность к чудовищному злу
Печальная ирония времени
В минувшую пятницу отмечалась 73-я годовщина освобождения Аушвиц-Биркенау, ужасающего места в Польше, где более миллиона евреев были варварски убиты методами, потрясающими воображение всех цивилизованных людей. Эта же пятница была кануном Международного дня памяти жертв Холокоста — дня, который должен быть вечным напоминанием миру о грехе преступного замалчивания зла и сотрудничества с немецким нацизмом. Но в эту же самую пятницу, 26 января 2018 года, польское правительство приняло закон, предусматривающий наказание в виде штрафа или тюремного заключения на срок до 3 лет всем, кто осмелится заявить, что Польша ответственна за преступления против человечества, совершенные Германией на польской земле.

Конечно, законопроект нуждается в окончательном одобрении сената Польши и подписи президента. Но его посыл очевиден. По словам представителя правящей в Польше Партии Закона и Справедливости, а также вице-спикера нижней палаты парламента Беаты Мазурек, страна с праведным возмущением заявляет, что «уже достаточно обвинять Польшу и поляков в немецких зверствах».
То есть Польша, страна, где 3 миллиона евреев жили до войны, а выжили после неё всего лишь около 380 000 человек (почти в 8 раз меньше – прим. ред.), страна, в которой нацисты разместили 6 лагерей смерти — Хелмно, Белжец, Собибор, Треблинка, Аушвиц-Биркенау и Майданек, и более 700 гетто, осмеливается оспаривать роль, которую она сыграла во время Холокоста!
Историки, осторожней! Писатели, журналисты, авторы дневников и все те, кто чудом остались в живых после польского антисемитизма, будьте готовы к серьезным, тяжелым последствиям: ваш опыт и знание достоверных фактов не соответствует новым представлениям современной Польши о ее роли в судьбе евреев во вторую мировую войну и сразу после нее. Новая установка поражает цинизмом: виктимизация* поляков со стороны Германии сопоставима с еврейской!
Справедливости ради стоит заметить, что мемориал Холокоста Яд Вашем собрал длинный список имен, около 6700 поляков, спасавших евреев — а это самый высокий показатель в рейтинге стран. Так же много лет Яд Вашем признавал, что формулировка «польские лагеря смерти» должна быть исправлена на «нацистские лагеря смерти». Но в то же время Яд Вашем считает непреложным факт, что именно при попустительстве и участии поляков Холокост в Польше приобрел такой размах. Без сотрудничества с местными жителями, иногда пассивными, но куда чаще с энтузиазмом поддерживающими режим и методы нацистов, программа массового убийства просто не могла быть осуществлена.
В субботу, 27 января, Яд Вашем сделал заявление, в котором говорится: «Ограничения, налагаемые на чьи-либо заявления о прямом или косвенном соучастии польского народа в преступлениях, совершенных на его территории во время Холокоста, приводят к значительному искажению истории».
Реакция Музея Холокоста Соединенных Штатов аналогична:
«Чтобы успешно воплотить в жизнь «Окончательное решение еврейского вопроса»* по всему континенту, немцы требовали сотрудничества и соучастия от тысяч людей в каждой стране — от лидеров, государственных должностных лиц, полиции и солдат до обычных граждан. И везде местные жители помогали разными способами — как чиновники, повара, конфискаторы имущества; как руководители или участники облав и депортаций; как информаторы, а порой и по собственной инициативе совершали против евреев насилие или участвовали в расстрелах».
И это то, что реально противостоит попытке Польши отбелить свою репутацию на законодательном уровне.
Яир Лапид, член израильского парламента, чей отец выжил в Катастрофе, твердо заявил:
«Я полностью осуждаю новый закон Польши, который пытается отрицать польское участие в Холокосте. Да, это движение зародилось в Германии, но сотни тысяч евреев были убиты без участия немецких солдат. Существовали польские лагеря смерти, и ни один закон не может это изменить».
Польский антисемитизм имеет долгую и основательно документированную историю. При этом польское сообщество десятилетиями отрицало, что убийства были вызваны именно антисемитизмом. Известный польский историк Ян Грабовски, профессор истории в Университете Оттавы и сын человека, выжившего после Холокоста, видит миссию своей жизни в том, чтобы собрать свидетельства и обнародовать правду об участии поляков в убийствах их еврейских соседей. За свой труд «Охота за евреями: предательство и убийство в немецкой оккупированной Польше» в 2014 году он получил Международную книжную премию «Яд Вашем».
Эта книга — душераздирающая история евреев, которые, выжив после ликвидации гетто и депортации в лагеря смерти в Польше в 1942 году, попытались скрыться «на стороне арийцев». Значительная их часть погибла из-за предательства со стороны польских соседей. Знаменитая сейчас история, экранизированная в сокрушающем все мифы документальном фильме Клода Ланцмана «Шоа», убедительно показала, что многие польские крестьяне прекрасно знали об уничтожении нацистами евреев на польской земле.
Польско-американский социолог Ян Томаш Гросс, который исследовал массовое убийство евреев в деревне Едвабн, в своей книге «Соседи. История уничтожения еврейского местечка» сообщает, что в один день погибли почти все еврейские жители Едвабна и большинство из них было сожжено заживо соседями-поляками.
Следуя сценарию «нового изложения», министр образования Анна Залевска в середине июля заявила на польском общественном телеканале TVN, что зверства в Едвабне — это «вопрос точки зрения».
Да, Польша не была нацистской Германией и не поляки разместили концлагеря на своей территории, но любой серьезный историк признает польскую вину. Вину в сговоре и соучастии. Вину в молчаливом попустительстве открытому и общеизвестному варварству. Вину в жадном присвоении имущества невинных соседей, убитых тут же, на глазах. Вину в том, что поляки слишком легко присоединялись к злу, порой с еще большей радостью и удовольствием, чем нацистские преступники.
Эта вина не может быть стерта просто росчерком пера — законом, который запрещает о ней говорить. В противовес самому преступлению объявить преступлением помнить и свидетельствовать о нем — еще более аморально и извращенно.
*Виктимизация — процесс или конечный результат превращения человека в жертву преступного посягательства.
*Окончательное решение еврейского вопроса — политика правительства Третьего рейха в отношении евреев. Под такой формулировкой подразумевалось массовое уничтожение еврейского населения Европы. Это решение было логическим продолжением расового антисемитизма немецких национал-социалистов.