«Не стой над кровью ближнего своего».
Ваикра (19:16)
В архивах рава Нахмана Шабтая Галинского нашлись записи выступлений машгиаха из Поневежа, праведного раби Ихезкеля Левинштейна, которые он слышал в свое время, в период шестидневной войны. В наше время эти выступления были изданы, а их чтение вызывает у нас вдохновение: какое величие души!
Вот выступление от 27 Ияра 5727 года. Кто пережил те дни, помнит период угнетенного ожидания, сбивчивую речь главы правительства, когда шоссе Ротшильда готовили в качестве кладбища для массовых захоронений, и как распространялись угрожающие сообщения из арабских стран… а затем спасение, идущее от Всевышнего, пришло в мгновение ока: все вражеские самолеты были уничтожены на их базах, ряды противника сломлены. И вот уже Шхем в наших руках, а затем и Хеврон, и Бейт Лехем, и мы уже готовы отвоевать западную стену в Иерусалиме – единственное, что осталось от нашего Храма. Чье сердце не сжималось в те дни, и кто потом не плакал от радости!
Рав Левинштейн продолжил свою речь: «И отчего же была эта радость? Как можно было ликовать? Ведь погибли солдаты, для многих это был траур и потеря детей! Как можно было не плакать о раненых, не ощущать вместе с ними их боль? И как можно было относиться к происходящему легкомысленно, если война еще не окончена, и тысячи евреев все еще на поле боя, пребывают в опасности. Может ли наше сердце не биться вместе с их сердцами, можем ли мы оставаться спокойными? Ведь основой иудаизма является закон: «Возлюби ближнего своего как самого себя» — таково великое правило Торы, переживать страдание другого, «нести вместе с товарищем бремя его».
Более того, если кто-то ходит спокойно, он словно указывает этим, что на его взгляд исход войны определяется на фронте, а там есть те, кто преданно выполняют свою работу. Но мы-то знаем, что исход войны определяется на Небесах, и что там работает совсем другое «оружие»: каждый лист Гемары – как бомба, каждый прочтенный псалом – как напалм! Еще молитва, еще Тора, еще больше трепета – и тогда пострадает меньше солдат, и победа достанется нам с большей легкостью. Кто знает это и переживает, не может оставаться в безмятежности, не позволяет себе легкомыслия. Он знает, что сам стоит на настоящем фронте, и будет в семь раз больше стараться в своих усилиях. Эти слова были произнесены в свое время, на фоне грохота пушек и топота солдат. Но они всегда остаются актуальными, поскольку есть множество напастей. Остается проклятая эпидемия, а больницы переполнены морем страданий. На дорогах случаются аварии, растет безработица и океан страданий. Как мы можем оставаться равнодушными, сидеть сложа руки, когда мы могли бы облегчить или даже предотвратить их с помощью еще одной заповеди, изучения Торы, молитвы, милосердного поступка. Мы можем оказаться среди тех, о ком сказано: «Исполнивший одну заповедь счастлив, ибо склонил себя и весь мир на чашу заслуг».
Как можно оставаться в стороне и нарушить запрет: «Не стой над кровью ближнего своего»? Мы умножим Тору и заповеди, молитвы и милосердие, и удостоим себя и многих других вместе с нами. Сделай добро – и получишь добро! Отец и сын вместе шли в горах. Внезапно сын споткнулся на крутом выступе, и раздался его крик: «Ааааааа!!»
Неожиданно он услышал обратный голос с гор, который ответил ему в точности то же самое: «Ааааааа!!»
Удивленный сын продолжил кричать: «Ты кто?» И голос поспешил ответить ему тем же: «Ты кто?»
«Чего ты от меня хочешь?» — закричал ребенок.
«Чего ты от меня хочешь?» — ответил голос.
Рассердившись на такую реакцию, сын ответил:
«Ты трус!» И странный голос также ответил: «Ты трус!»
Со слезами на глазах ребенок посмотрел на отца и спросил: «Что здесь происходит?»
Папа улыбнулся ребенку, шагнул к краю утеса и с силой прокричал: «Ты чемпион!»
В тот же момент голос ответил: «Ты чемпион!» Ребенок был удивлен и не понял, как такое возможно.
«Люди зовут это эхом, — пояснил отец, — но по правде такова наша жизнь. Она дает тебе обратно то, что ты в нее вкладываешь. Наша жизнь – это отражение наших действий. Все, что мы говорим, делаем или думаем, возвращается к нам. Поэтому, если хочешь увеличить любовь в мире, дари большую любовь своего сердца другим людям». Любое наше действие, мысль или слово влияет на материальный мир и на все творение. Каждый раз, когда исполняем заповедь или, не дай Б-г, совершаем грех, мы фактически как-то воздействуем на верхние миры, запускаем всю систему, которая также в свою очередь задействует колесо, вновь влияющее на нас. Помните: кто думает, говорит или делает добро – к тому Творец мира протягивает добро обратно!