«И воззвал к Моше, и сказал Г-сподь ему из шатра соборного, говоря…»
(Ваикра, 1:1)
Книга Ваикра начинается словами: “И воззвал к Моше.” משה אל ויקרא В слове ויקרא в конце написана необычно маленькая буква алеф.
Бааль ѓа-Турим объясняет, что это было сделано благодаря потрясающей скромности Моше рабейну. Ѓа-Шем велел Моше написать слово «И воззвал» — ваикра – с буквой алеф. Это означает, что Всевышний лично «позвал» Моше подойти к нему на аудиенцию. Моше показалось, что это была слишком большая почесть для него. Он хотел, чтобы было записано так, будто это была некая случайная встреча, незапланированное событие. Поэтому Моше попросил написать слово без буквы алеф – ויקר, что означает «позвал его при «случайной встрече, увидев невзначай».
Б-г сказал ему не делать этого и написать слово полностью. Моше пришлось согласиться. Но из-за своей необыкновенной скромности он попросил умалить при этом букву алеф, написать ее маленькой, чтобы как-то сохранить смысл того, что это не было официальным приглашением на аудиенцию.
Когда мы читаем и обсуждаем этот фрагмент Торы, мы видим в нем чудесную иллюстрацию к уже знакомой нам – потрясающей воображение – скромности Моше рабейну, – но с любопытным примечанием или нюансом.
Б-г взывает к Моше и говорит с ним в манере, отличающейся от Его разговора с любым другим человеком. Б-г намеренно указывает Моше на необходимость записать этот момент в Торе. В конце концов, для еврейского народа осознать истинное величие его лидера – не менее приятно и значительно. Моше чувствовал, что хотя все его соплеменники наверняка знают о его почете, однако записывать это для будущих поколений – не скромно, поэтому он попросил опустить такую подробность.
Творец отказал Моше в просьбе: буква алеф должна остаться. Повинуясь Всевышнему, Моше написал алеф, но только в виде маленькой буквы. Моше избегал излишнего, на его взгляд, почитания и уважения.
Не есть ли это впечатляющее доказательство его великой скромности!!
Однако, если задуматься над всем происходящим разговором, он совершенно не кажется смиренным. Творец давал Моше указания, как записать Тору, «руководство по эксплуатации» Творения. Б-г повелел Моше написать слово «ваикра» с буквой алеф, но Моше отказался. Творец настаивал – Моше продолжил упираться. Наконец, Моше нашел компромисс: «так и быть, я напишу эту букву, но по-своему – маленькую».
Слова Моше не выглядят слепым послушанием перед Ним, и уж точно они не смиренны! И компромисс Моше кажется несколько дерзким. Обыкновенный человек послушался бы слов Создателя неба и земли и сделал так, как велено.
Величие человека и значимость скромности
В величии человека и понимании им скромности есть некоторое противоречие. Его разрешение в сознании баланса между этими свойствами и ценностями человека. Проиллюстрировать необходимый баланс можно с помощью притчи.
Машаль (притча)
Представьте: вы проходите мимо зоны строительства торгового центра и видите на закладке фундамента огромный подъемный кран. Кран поднимает груды земли, камней и щебня – с каждым разом перенося тонны груза. Управляет краном Джо, толстый курильщик, который не расстается с сигаретой во рту. Один из строителей подходит к Джо и участливо говорит:
– Джо, посмотри на себя! У тебя 30 кг лишнего веса, и ты выкуриваешь две пачки сигарет в день. Ты должен заняться своим здоровьем. Иди в спортзал, тренируйся, приведи себя в нормальное состояние.
Джо поворачивается к напарнику и говорит:
– Я – тренироваться? А чем тогда я занимаюсь целый день? Я поднимаю тяжелые грузы, тонны земли, переношу их с одного конца участка на другой!
– Джо, это не ты поднимаешь камни. Это делает кран! – восклицает второй рабочий. – Ты всего лишь нажимаешь на рычаги. Кран делает за тебя всю работу.
Это отличная метафора для объяснения действий человека.
Я живу в теле. У этого тела есть потрясающий ум и язык, способный выражать мысли человека. Мое тело был создано по образу Б-га. Посмотри, чего оно может достичь, на что оно способно. Оно заслуживает большого почета. А я… всего лишь жилец в этом теле.
Я маленький человек, который дергает за рычаги.
Я не создал своего тела.
Я не знаю, как натянуть кожу на лицевые мышцы и кости.
Я не знаю, как соткать сложную паутину из миллиардов нейронов, составляющих мой мозг.
Я только маленький человек, который велит своим рукам двигаться, а рту — открываться.
Разве я заслуживаю почета? Тело, в котором я нахожусь, – временно. Да, мое тело на многое способно. Но я – маленький его жилец – небольшой, незначительный, неважный.
Обе реальности верны. Обе могут сосуществовать, пока я осознаю, что не я создал сам себя. Творец сделал это. Творец поместил меня в мир, даровав мне возможности большой мощи, силы и величия, но это не мое достижение. Пока я временно занимаю мою нишу, я обязан оказывать должное уважение назначению моего тела. Однако не я его создатель и даже не вечный жилец.
В этом баланс между необычайным величием человека и здоровой долей скромности.
Самый скромный из всех людей.
Единственным, кто достиг истинного понимания этого баланса, – был Моше рабейну.
Тора сообщает нам: «А этот муж Моше был кротчайший из всех людей, которые жили на земле» — Бемидбар,12:3.
Несмотря на это, Моше знал себе цену. Он прекрасно осознавал, что находится в позиции власти и управления народом. Творец сказал ему написать слово «ваикра» с буквой алеф, но Моше этого не захотел. Б-г настаивал на своем решении, но Моше чувствовал, что это слово было бы некорректно, поэтому он возразил самому Всесильному и сказал:
– Ты поставил меня в эту позицию, и Ты позволил мне быть одним из руководителей народа в передаче Торы моим собратьям евреям. Сейчас я использую это право, которое Ты дал мне. Я напишу букву, такую, как ты сказал, – но она будет маленькой.
Это замечательная иллюстрация к великой скромности Моше, сочетающейся с храбростью и мужеством, почерпнутыми из понимания величия Создателя и собственной роли в жизни на земле.
Поиск баланса
Этот взгляд на вещи имеет для нас большое прикладное значение. Многие люди страдают от низкой самооценки, или, напротив, излишне высокомерны. Возможно, их внутренний голос шепчет им: «Я ничего не стою. Чего я могу добиться и чего от меня ожидать?» Или он восклицает:
«Ты, вообще говоря, знаешь, кто я?
Знаешь, насколько я велик?
Знаешь, какой я значительный, важный и могущественный?»
Обе эти крайности лживы. Верное понимание заключается в осознании того, что Творец создал меня и поставил в позицию, где я могу изменять действительность и влиять на формирование мира.
Я родился в этой оболочке, называющейся человеческим телом, я обладаю потрясающим потенциалом и возможностями. Ради меня одного стоило сотворить Вселенную. Вместе с тем, я всего лишь маленький жилец в этом теле. Я крановщик на стройке мира.
Понимание этого баланса помогает нам осознать собственную значимость, оставаясь при этом обеими ногами на земле. Я был создан по образу и подобию Б-га, но, в конце концов, я всего лишь часть творения, а Б-г – Он мой Создатель.