«Если будет у человека сын буйный и непокорный»
Дварим (21:18)
История о родителях, которые растили сына для Торы и заповедей и много радовались ему: хорошие качества, чистота души, почитание родителей — все то, что родители могут получить от сына. Учился сын в ешиве, поднимался по ступеням Торы, приобретал знания духовного богатства, которые дороже золота. И достиг он брачного возраста. Сват постучался в двери родителей (в те дни телефон не был так распространен). Рассказал, что слышал об их сыне бесконечные похвалы, и есть него отличное предложение. Некая девушка с хорошими качествами, умная и талантливая, короче, верх совершенства.
Сказал отец: «Наведем справки и дадим ответ».
Начали выяснять и обнаружили, что сват был не точен. Он преуменьшил совершенство девушки… Все хвалили ее, рассказывали о ее добрых делах и помощи ближним, ее вежливости и совершенном поведении в отношении к небесам и ближним.
Все чудесно, но одно омрачало, заботило отца.
Он был мудрым человеком и знал слова Гмары (Псахим, 49): «Пусть продаст человек все свое имущество и женится на дочери мудреца». Объясним эти слова: предположим, есть парень, совершенный во всех отношениях, и он очень богат: был он любимым внуком покойного деда, который оставил ему все свое имущество. Большую виллу и роскошную машину, процветающий завод и несколько счетов. А сейчас он достиг брачного возраста и есть у него два предложения. Жениться на дочери из хорошей семьи, которая принесет с собой богатство, и не будет у них недостатка ни в чем. А кто-то предложил ему дочь мудреца, главы ешивы, у которого огромные долги, которые он взял для содержания ешивы. И у главы ешивы есть условие: тот, кто хочет удостоиться его дочери, должен покрыть его долги. Подсчитал юноша и увидел, что потребуется продать завод и извлечь вклады, продать виллу и машину, и остаться ни с чем.
Почему?
Дом воспитывает и лепит образ сына и дочери. И та девушка, которая росла в доме Торы, более духовна. Ее дом будет домом духовности, возвышенности, сочувствия и понимания ближнего. И бедная квартира превращается в оазис счастья.
Тогда лучше начать жизнь с нуля, с недостатка, но с дорогим сокровищем, чем сохранить свое имущество и отступить от главного.
Отец был растерян. Ибо девушка, при всех ее высоких качествах, не была «дочерью мудреца». Была, как бы сказать, из обычного дома.
Он решил узнать мнения Торы, спросить мнения Хазон Иша.
Сказал Хазон Иш: «Если девушка получает воспитание по Торе, она приравнивается дочери мудреца».