«И было всех душ, происшедших от чресл Яакова, семьдесят душ, а Йосеф был в Египте». (Берейшит 1:5)
Раши спрашивает: для чего Тора сообщает нам, что Йосеф был в Египте, ведь мы уже знаем об этом из всего рассказанного до сих пор. Отвечает Раши, что Тора намеревается тем самым сообщить о праведности Йосефа. «Это тот Йосеф, который пас овец своего отца, и это тот же Йосеф, который оказался в Египте и который стал правителем, и он остался в своей праведности», — пишет Раши.
Настоящая слава человека заключается в его способности остаться непреклонным в своей праведности и своих суждениях, несмотря ни на какое окружение, где бы он ни оказался, и ни на какие соблазны.
Даже если все вокруг него считают иначе, он не отойдёт от истины, которую постиг, ни на миллиметр. В этом была также особенность и праотца Авраама, который назвался «иври». Мидраш («Берейшит Раба») поясняет, что Авраам назван так, поскольку весь мир находился – по своим мнениям и взглядам на жизнь – с одной стороны, а Авраам – с другой (эвер на иврите — «сторона»). Познав истину о единстве Творца, Авраам уже не оставлял её, несмотря на окружение идолопоклонников, в котором находился. Йосеф унаследовал у Авраама эту силу. Он был в Египте один – в окружении идолопоклонников. Более того, будучи на таком высоком посту, Йосефу было гораздо тяжелее не разделять мнение всех окружавших его, нежели обычному человеку. Несмотря на это, Йосеф остался непоколебимым.
Различные искушения также оставили Йосефа непоколебимым в его вере. Талмуд сообщает, что жена Потифара меняла каждый день свои одежды по нескольку раз, чтобы ввести его в соблазн. Она угрожала ему тюремным заключением, страданиями, пыталась словесно убедить его согрешить, а также предлагала различные ценности.
Талмуд сообщает, что из поведения Йосефа мы можем выучить то, что у каждого человека в любой ситуации есть возможность сохранить свою праведность.
Этот материал был опубликован на сайте «Беерот Ицхак«