Книга Бемидбар начинается с требования Всевышнего посчитать еврейский народ. Очевидно, что речь не шла о проведение простого подсчета: так как, во-первых, Всевышний и так знает количество евреев, и, во-вторых, какая разница, сколько евреев присутствовало?
Раши объясняет, что это был знак любви Всевышнего к еврейскому народу, и этот подсчет подобен подсчету богача, который из любви к своему богатству снова и снова пересчитывает свои деньги.
Рав Гирш приводит дополнительное объяснение:
Еврейский народ готовится войти в Святую Землю и начать ее материально осваивать. Чтобы это сделать возможным, Всевышний определяет принципы жизни еврейского народа и его обязанности, как сообщества.
Это учится из следующего стиха:
«Определите число всей общины сынов Израиля по их семействам, по дому их отцов, по числу имен, всех мужского пола поголовно».
(Бемидбар, 1:2).
«всей общины» — мы одно целое, нас объединяют одни желания и цели. (Слово адат (община), похоже на слово «יעד», что означает цель).
«по их семействам» — у каждого колена есть свой индивидуальный образ служения Всевышнему и свои индивидуальные обязанности, которые они должны выполнять.
«всех… поголовно» — у каждого человека есть свое личное задание в этом мире. Он вносит свой вклад в развитие общества и не должен терять свою индивидуальность.
Подобно тому, как из-за недостатка одной буквы свиток Торы становится неполноценным и непригодным, также и еврейский народ зависит от каждого еврея. И только вместе, как народ, мы можем достигнуть нашей цели.
Поэтому получение Торы еврейским народом возможно только при выполнении этого условия: «Мы должны видеть себя как одно целое и вести себя также» [ Дерех Эрец Зута, Глава 11:7 и Ор аХаим Шмот 19:2].
Перевод с немецкого: Этель Дрейшнер