Обязанность делать кидуш в месте трапезы
По постановлению наших мудрецов, кидуш необходимо делать в том месте, где будут есть. Если сразу после кидуша не едят именно там, где его сделали, заповедь о кидуше не выполняется.
Поэтому нельзя делать кидуш в одной комнате, а кушать в другой (и тем более, делать кидуш в одном доме, а кушать в другом), нельзя заниматься ничем посторонним между кидушем и трапезой и даже ждать, ничего не делая, какое-то время. Также следует остерегаться не выходить после кидуша до еды в другое место.
К кому относится этот закон?
Относительно этого закона нет разницы между тем, кто непосредственно говорит текст кидуша и пьет вино, и теми, кто выполняет заповедь о кидуше, слушая его от другого, – и те и те обязаны поесть после кидуша, в противном случае они не выполняют заповедь кидуша.
Если тот, кто делает кидуш, не ел после кидуша, а его слушатели ели, тот, кто делал кидуш, не выполнил заповедь о кидуше, а его слушатели выполнили.
Что и сколько необходимо съесть?
Относительно вопроса, что необходимо после кидуша, среди поским есть три основных мнения:
1. Следует съесть именно кезайит (по мнению Хазон Иша, 50 кубических см.) хлеба или халы. Этот кезайит следует съесть за 2 минуты, а в крайнем случае за 4 минуты.
2. Достаточно съесть кезайит выпечных изделий из муки (такие как пирог, печенье или бисквиты). Этот кезайит следует съесть за 2 минуты, а в крайнем случае за 4 минуты.
3. Достаточно выпить ревиит (по мнению Хазон Иша, 150 мл.) вина.
Поэтому после вечернего кидуша стоит съесть именно хлеб, поскольку обязанность этого кидуша из Торы (но в случае надобности достаточно съесть и выпеченные изделия из муки). А относительно утреннего кидуша можно положиться на мнение поским, которые считают, что достаточно съесть выпеченных изделий из муки. И только в случае, если нет другого выбора, можно положиться на поским, которые считают, что достаточно выпить ревиит вина.
Что считается другим местом?
Переход из одной комнаты в другую считается другим местом, и тем более из одного помещения в другое. Переход из угла комнаты в другой не считается переменой места. И все же, если человек во время кидуша не намеривался есть трапезу в другом углу комнаты, стоит стараться есть непосредственно в том месте, где делали кидуш.
Есть поским, которые считают, что, если во время кидуша человек намеривался есть трапезу в другой комнате, он выполнил заповедь о кидуше. В случае, если нет другого выбора, можно положиться на это мнение.
Выйти после кидуша в другое место и вернуться
Не следует выходить из того места, где сделали кидуш, даже если после этого человек вернется на прежнее место и будет есть там. Однако если человек вышел из места, где он сделал кидуш, и после этого вернулся туда и поел там, постфактум этот кидуш засчитывается.
Мнение Мишны Бруры, что, если выход был для нужд трапезы, этот выход не считается перерывом. Поэтому разрешается делать после кидуша нетилат ядаим в другом месте. Также можно выйти, чтобы принести для трапезы различные виды пищи. Более того, Мишна Брура разрешает выйти после кидуша в уборную, поскольку это тоже считается надобность трапезы.
Кидуш во время трапезы
После кидуша следует сразу же кушать. Однако разрешено заниматься вещами, которые связаны с трапезой. Поэтому, если многие кушают трапезу, нет проблемы ждать в очереди, чтобы сделать нетилат ядаим, или ждать пока ведущий трапезу скажет для всех благословение «амоци лехем мин а-арец».
Если прошло долгое время (несколько часов) между кидушем и едой или человек занимался вещами, абсолютно не связанными с трапезой, ему следует сделать перед едой кидуш заново. Все же стоит стараться начать есть как можно побыстрей после кидуша.