Вопрос:
Мне никогда не нравилось определение «избранный народ». Предполагается, что, будучи евреями, мы как-то ближе к Богу, чем все остальные народы, и разговоры об этом воспринимаются как проявление высокомерия и претензия на элитарность, а потому вызывает расовые предрассудки. Мы же таким образом сами даем зеленый свет антисемитам, разве нет?
Искренне Ваша, Маргарет
Ответ:
Дорогая Маргарет,
Вы задаете поистине феноменальный вопрос – такой может быть задан только одним из избранных. Позвольте объяснить, что я имею в виду.
В еврейском понимании избранность Богом ведет не к высокомерию, а наоборот, к смирению. Если бы некий выдающийся государственный деятель, царь или любой другой правитель приблизил бы к себе кого-то как особых персон, то ваше предположение было бы правильным — тот стал бы представителями элиты. Когда какой-то представитель власти делает фаворитом человека существенно ниже себя уровнем, этот человек в результате нередко становится более высокомерным: чем ближе такой человек к царю, тем он более значим, а чем более значим, тем более высокого уважения, как ему кажется, заслуживает.
Но мы были избраны самим Всевышним и для духовной работы. А чем ближе к Богу, тем больше ощущаешь свою ничтожность. Если мы в товарищеских отношениях или дружим с неким лидером из людей, это раздувает наше эго, но отношения с Богом разрывают наш эгоистичный «пузырь», потому что Всесильный бесконечен, и все комплексы и проблемы с самооценкой отпадают сами собой, когда оказываешься лицом к лицу с вечностью. Необходимость находиться в непрерывном контакте с Творцом мира требует постоянного самоанализа и огромной работы над собой, но никак не самодовольства.
И эта идея избранности народа — целой нации людей, которым была предоставлена возможность ощутить близость Бога, услышать Его истину и передать Его послание миру, с одной стороны вдохновляет, а с другой, обрекает на то, чтобы бдительно помнить, что мы меньше пылинки перед Творцом, а скромность один из принципов осуществления миссии, которую Он на нас возложил.
Именно евреи привели мир к монотеизму и ввели систему этики и морали, которая сформировала современный взгляд на жизнь, ее ценности и цели. И то, что иудаизм как религия до сих пор сохраняется и активно практикуется по всему миру, свидетельствует о поистине вечных ценностях этой системы и ее жизнеспособности.
А на любые антисемитские поползновения по этому вопросу есть простой ответ: кто угодно, вне зависимости от своего этнического происхождения, может обратиться в иудаизм и таким образом тоже стать избранным. Еврейская избранность не ген, это состояние души. Любой, кто хочет приобщиться к этому, может это сделать – если он готов разорвать «пузырь» своего эго.
Таким образом, высокомерный человек, с точки зрения иудаизма, не может быть избранным. Истинным испытанием избранности является то, насколько вы скромны и смиренны. Вы, Маргарет, блестяще прошли этот тест.