Статья посвящается

Эта статья еще никому не посвящена. Нажмите тут, чтобы её кому-то посвятить!

Императрица Екатерина Великая и евреи — 5 фактов

Эта харизматичная, яркая правительница власти огромной империи среди прочих своих указов издала и тот, который, в сущности, ввел понятие «черта оседлости». Без преувеличения, это сформировало еврейскую жизнь в России на многие поколения вперед, а отголоски доносятся и до наших дней.

В последние годы, с точки зрения кинематографа, Екатерину Великую, пожалуй, можно назвать самой популярной царицей России. О различных периодах ее судьбы было снято несколько фильмов, в том числе сериалов, причем их авторами становились люди и с этой, и с другой сторон океана.

Период правления этой незаурядной личности пришелся на вторую половину 18 века, с 1762 по 1796 год. Модернизируя многие аспекты российской жизни, Екатерина выступала за реформы, в том числе в сфере общественного здравоохранения. Ее письмо, в котором она призывала к общенациональной вакцинации против оспы, недавно было продано на аукционе за рекордную сумму. И сама она стала первой в России, кому сделали прививку от оспы (ее муж, Петр III, оказался буквально изуродован этой болезнью).

Многие историки считают ее просвещенной правительницей, а ее правление — золотым веком в России. И все же, надо признать, в том, что касалось евреев, Екатерина была куда менее прогрессивна и либеральна. Вот пять фактов об этой влиятельной женщине и ее неоднозначной политике в отношении евреев при том, что в ее подданстве оказалась самую большая еврейская община в мире.

Эль Фаннинг в образе Екатерины и портрет русской правительницы.

Унаследовала страну, где ненависть к евреям была в порядке вещей

Екатерина стала одной из самых известных правительниц России, хотя изначально местные обычаи были ей совершенно чужды. Родившись в 1729 году в знатной прусской семье, она от рождения носила имя София Августа Фредерика, а ее родным языком был немецкий.

Когда девушке исполнилось пятнадцать лет, правившая в ту пору Императрица Всероссийская из династии Романовых Елизавета Петровна, младшая дочь Петра I и Екатерины I, пригласила ее приехать в Санкт-Петербург в качестве невесты наследника престола — ее племянника Петра. Там, готовясь к заключению брака, София сменила вероисповедание, перейдя из лютеранства в официальную религию России — православие, а в связи с этим сменила и имя на более привычное русскому уху — Екатерина Алексеевна.

Русская царская семья, частью которой вскоре стала юная Екатерина, придерживалась крайне антисемитских настроений. Петр Первый правил Россией с 1682 по 1725 год и, как известно, заявлял, что хочет «видеть у себя лучше народов магометанской и языческой веры, нежели жидов», поскольку они якобы «плуты и обманщики». «Я искореняю зло, а не располажаю, — заявлял царь. — Не будет для них в России ни жилища, ни торговли».

В то время евреям по большей части запрещалось жить внутри России. Если обратившихся в христианство еще кое-как терпели, то не согласным отречься от своей веры было отказано во многих правах по сравнению с другими жителями империи.

Царица Елизавета, пригласившая юную Екатерину в Россию, тоже не была дружелюбно настроена к евреям. Позиционируя себя как защитницу христианства, она взошла на престол в результате переворота 1741 года, держа в руках большой серебряный крест и декламируя, что выступает против всех «врагов христианской веры». (Иудей в сознании христиан-неевреев стал «врагом христианской веры» по той примитивной логике, что «евреи распяли нашего Христа»; а то, что изначально он был евреем и иудеем, большинству было неведомо, иным же было выгодно всюду искать врагов).

Уже на следующий год после прихода к власти царица Елизавета подписала указ о массовом выселении евреев из России, запрещавший любому иудею жить где-либо в Российской империи.

Надо понимать, что этот радикальный закон действовал не только в самой России, но и на тех территориях, которые империя присваивала, расширяясь на запад. А там еврейские общины зачастую проживали уже в течение веков. Но, когда представители Риги (формально переданной Швецией Российской империи в 1721 году) обратились к Елизавете с просьбой разрешить еврейским купцам остаться, императрица проявила непреклонность, заявив буквально так: «Я не хочу получать никакой выгоды от врагов Иисуса Христа». И она настояла на том, чтобы рижские евреи отправились в изгнание или обратились в христианство, коль уж очень хотят остаться.

По оценкам историка Мартина Гилберта, к 1770 году в России проживало около 100 000 евреев. При этом местные жители и официальные лица, мягко говоря, с трудом переносили их присутствие, фактически отказываясь официально как-то признавать их существование. 

Приглашала в Россию иностранцев, но с оговоркой: «только не из евреев»

Екатерина Великая, в отличие от российской царской семьи, судя по всему, не питала к евреям настолько сильных негативных чувств, однако и ей они были не чужды. Получив, наконец, власть после полугода царствования своего мужа, она провозгласила себя российской императрицей. И одним из первых же ее политических действий в 1763 году стало издание указа, разрешающего иностранцам жить в России.

Широко распространено мнение, что Екатерина надеялась увидеть среди прибывающих иностранцев таких же этнических немцев, как она сама: их присутствие, как ей казалось, помогло бы модернизировать страну. Однако в этом доброжелательном указе была одна небольшая, но очень важная деталь — если иностранцы были евреями, возможности жить в России у них не появилось.

Несмотря на явное продолжение притеснений евреев, в отдельных случаях Екатерина все же самолично делала исключения и защищала их интересы. Например, некоторым она разрешила снова жить в Риге, а также учредила особое бюро для управления делами «иностранцев» в России.

11 мая 1764 года она написала генерал-губернатору Риги, прося разрешить еврейским купцам поселиться в городе и получать медицинские услуги наравне с любыми другими иностранцами. Внизу этого официального письма она от руки написала на немецком постскриптум, где пояснила, что еще подготовила и второе, секретное, письмо, гарантирующее защиту восьми конкретным евреям на время их поездки в Россию и поселения в Риге. Среди тех купцов были рабби Исраэль Хаим и моэль по имени Лазар Исраэль. «Halten Sie dieses alles geheim, — писала Екатерина генерал-губернатору, — держите все это в секрете». Свою избирательную лояльность в этом вопросе она предусмотрительно скрывала.

То был не единственный эпизод, когда царица вмешивалась в естественный ход дел, чтобы некоторым евреям гарантировать право жить в Риге и Санкт-Петербурге. А в 1769 году она пошла на еще большие уступки и разрешила евреям жить в недавно приобретенных Россией провинциях, особенно в малонаселенных южнорусских степях, при этом они были наделены такими же правами, как и другие «иностранцы».

Неожиданно оказалась правительницей страны с крупнейшей еврейской общиной мира

По мере заключения политических союзов Екатерина Великая объединилась с правителями Пруссии и Австрии, к тому же сумела разделить Речь Посполитую. При первом разделе в 1772 году России отошла Восточная Белоруссия и часть Прибалтики, благодаря чему поддаными императрицы вдруг оказались дополнительно 600 000 евреев, проживавших на этих территориях.

Со вторым разделом, забрав в 1793 году Центральную Белоруссию и часть Украины, Екатерина получила еще 400 000 еврейских подданных. А при последнем разделе, в 1795 году, кроме того, что к империи присоединились Западная Белоруссия, часть Литвы, Курляндия, Западная Волынь и часть Холмской земли, вкупе с этим к еврейской общине прибавилось еще 250 000 евреев. Так Екатерина Великая оказалась правительницей самой крупной еврейской общины в мире.

При этом она не очень-то их жаловала. Совершая поездку по некоторым новоприобретенным территориям, царица отмечала, что местное еврейское население (в отличие от остальных, по ее мнению) выглядело «ужасно грязно». И все же она не испытывала к ним той ненависти, которая отличала ее предшественников, и избегала свойственной им крайней жестокости. (Например, когда царь Иван Грозный, правивший Россией с 1530 по 1584 год, завоевал город Псков, находящийся недалеко от Эстонии, он приказал утопить всех живших там евреев в протекавшей через город реке Великой.).

Как пишет родившийся в России историк Герман Розенталь, впоследствии занимавший должность заведующего славянским отделом в Нью-Йоркской публичной библиотеке, ученые разделились во мнениях относительно того, почему Екатерина не хотела преследовать евреев в той же степени, что и ее предшественники. Судя по всему, сыграло роль то обстоятельство, что она выросла в среде, не имевшей столь глубоко укоренившихся антиеврейских настроений.

В разное время Екатерина издала ряд указов, касающихся новых территорий в Литве и России и гарантировавших всем их жителям равные права. В большинстве из них содержалась ключевая фраза — «без различия вероисповедания и национальности». Бесспорно, это было большим прогрессом.

В 1772 году, вскоре после того, как первая большая группа евреев из Речи Посполитой стала подданными России, царица подписала закон, гарантирующий «еврейским общинам, проживающим в городах и территориях, ныне вошедших в состав Российской империи», предоставление всех тех «свобод в отношении их религии и имущества, которыми они в настоящее время обладают». Это был очень большой и важный шаг к налаживанию еврейской жизни в Восточной Европе, однако действовал он, увы, всего лишь короткое время.

Ввела понятие «черта оседлости», обозначив, где могут жить евреи, а где нет

И все же очень сложно назвать Екатерину лояльной. В декабре 1791 года, считаясь с сильным давлением своего окружения, желающего продолжать давнюю политику России и не позволять евреям жить на территории центральной части империи, она ограничила права своих новых еврейских подданных, позволив им жить только в Польше, Белоруссии, Литве и на других недавно присоединенных территориях. Царица провела формальную «черту оседлости» в западной части империи, за границами которой евреям, за редкими исключениями, постоянно жить было запрещено. Другие же части России были для них строго закрыты.

С годами границы черты оседлости смещались. Так позже Екатерина добавила к этим территориям земли, отвоеванные у Османской империи. Она имела смелость выступить и за то, чтобы евреи переехали в район вокруг Одессы, и вскоре при ее поддержке это место стало одним из главных центров европейского еврейства. Здесь собралась многочисленная община, процветавшая на протяжении многих поколений.

Окончательно границы оседлости были закреплены в 1812 году, когда царь Александр I постановил, что 25 губерний, простирающихся от Балтийского до Черного морей, являются единственными областями в России, в пределах которых евреи могут жить или путешествовать без специального разрешения.

Конечно, у евреев была возможность ходатайствовать о том, чтобы жить вне черты оседлости, но их прошения на эту тему, как правило, отклонялись.

Такое разделение было не единственной попыткой Екатерины применить «социальную инженерию» в отношении евреев. Безусловно, будучи реформатором, она создала в России новые основные социальные категории — сословия, включающие крепостных, мещан, купцов, цеховых и т. д. Евреям было разрешено входить в некоторые из этих категорий, причем, будучи таким образом технически квалифицированными, они не были принуждены жить в деревнях. И все же это правило применялось очень неравномерно. Некоторых евреев буквально заставляли переехать в города, другим же позволяли остаться в привычных им местечках.

Классификация евреев как «иностранцев» привела к печальным последствиям

А в 1785 году Екатерина Великая постановила, что российские евреи являются «иностранцами» и имеют все права и защиту, которые она обещала остальным представителям других народов, проживающим на ее территориях. Но это на бумаге, а на самом деле статус «иностранца» для еврея означал, что если он не обратится в христианство, то никогда и ни при каких условиях не будет считаться полноценным россиянином, даже будучи полностью натурализовавшимся гражданином.

Следующее ограничение последовало в 1792 году, затронув сферу бизнеса, когда вышел указ о том, что евреи не могут вступать в купеческие гильдии в Москве и в Смоленске. Различие в правах между евреями и русскими и так всегда более, чем очевидное, стало еще шире, хотя где-то проживали они уже рядом.

И, наконец, в 1794 году Екатерина официально объявила евреев «иноземцами», совершенно отдельными от русских, к тому же удвоила им налоги. Это был зловещий шаг, задавший тон тому, что евреев России стали воспринимать как законченных чужаков, а порой и как потенциальных внутренних врагов государства не только при жизни императрицы, но еще и в течение двух следующих столетий.

Историк Макс Диамант отмечает интересный факт: Екатерина Великая и ее последующие преемники делали все возможное, чтобы защитить умы русских крестьян, «настоящих мужиков», от якобы пагубного влияния евреев. Вот дословная цитата: «ум мужика, русского крестьянина надо держать в послушном и невежественном состоянии. Евреи могут свободно кочевать по Польше, Литве и Украине, но в самой Святой Матери России, где живут настоящие мужики — 95 процентов населения, они жить не могут».

Диамант считает, что такое намеренное разделение повлияло на очень многое. Евреев держали настолько изолированно, что, когда русские крестьяне впервые прибыли в Москву во время большевистской революции в 1917 году и увидели современные изобретения, они поверили, что все это было создано «магическими», «демоническими» евреями, о которых распространялись мифы. И, хотя к тому времени Российская Империя уже долгое время была домом для миллионов евреев, большинство жителей никогда в жизни не встречали истинного еврея — и все это благодаря тому, что подавляющее большинство евреев проживало за чертой оседлости, которую фактически изобрела Екатерина Великая.

Сегодня во многих странах мира императрицу помнят как реформатора, мыслителя-просветителя и идеалистку, пытавшуюся модернизировать Россию. Ее долгое правление было временем больших потрясений, войн и великих побед для огромной Российской Империи. Но для евреев, проживавших как бы на «обочине» страны, императрица была фигурой очень неоднозначной. И, хотя она предоставила им некоторые права, которых они были до нее лишены, в то же время ограничила их передвижения, фактически сделав «осажденными иностранцами» в их теперь уже родной стране.

Наследие её живо и доныне. По большей части евреи так и остались жить в районах черты оседлости, установленной Екатериной Великой. И клеймо их как «чужих» и «ненавистных» нет-нет да актуализируется в России по сей день. Несмотря на то, что многие россияне так никогда и не контактировали с евреями как носителями иудейской веры или, по крайней мере, с теми, кто позиционирует себя как еврей, в их сознании живут не имеющие ничего общего с реальностью зловещие стереотипы, благодаря чему продолжает процветать бытовой антисемитизм. 

Недавний опрос показал, что половина россиян считает, будто евреи обладают «слишком большой властью». Уверена, эти настроения не появились бы, не находись наш народ в той враждебной среде, атмосфера которой поддерживалась как во время долгого и бурного правления Екатерины Великой, так и после него.

Источник

Была ли эта информация полезной?

Да
Нет
Спасибо за ваш отзыв!
Скачать наше приложение
Вам понравилась статья? Поделитесь ею с друзьями!
Facebook
VK
OK
Telegram
WhatsApp
Skype
Еще от Автора
Спонсировать

Вы можете помочь нашим проектам, урокам и программам

Maaser Truma

Дорогой ,

Пожалуйста, выполните перевод на сумму на выбранную вами карту.

🇷🇺 Сбербанк карта — 220 220 363 423 9752
🇺🇦 Карта Альфа Банка - 5168 7520 0634 9925 на имя Веретельник Илона Александровна

Большое спасибо!
Рав Реувен Куклин

SSL Security 100% безопасный перевод

Посвятить статью

Dedicate Article

Внимание!

После отправки данной формы, статья будет обработана в течение 48 часов.

Случайные статьи из рубрики Биография
Возможно, вам это понравится!
Перейти к содержимому
Имрей Ноам Мы хотели бы показывать вам уведомления о последних новостях и обновлениях.
Dismiss
Allow Notifications