Вопрос:
Уважаемый рав!
Я мусульманин, но у меня немало друзей и знакомых среди евреев. Недавно меня впервые пригласили в еврейский дом на торжественный ужин в пятницу вечером, и я был удивлен тем, что она начиналась с церемонии Кидуша, которая включала в себя произнесение особой красивой молитвы над бокалом вина.
В моей религии употребление вина запрещено. Действительно ли иудаизм верит, что при таком потворстве плоти на самом деле может присутствовать святость?
Ответ:
Думаю, ответ на ваш вопрос необходимо начать с общего представления о понимания истинной святости в иудаизме.
У каждого из нас есть тело и душа. Наше тело обычно интересуется исключительно материальными удовольствиями, которые этот мир может ему предложить — хорошей едой, развлекательными шоу, комфортом и всем, что может его удовлетворить. А у души более высокие стремления — она ищет истинную любовь, смысл, вдохновение и тому подобное, то есть связь с тем, что свято.
Все основные мировые религии пытаются дать человеку доступ к его душе. Но пока тело продолжает преследовать мирское, душа оказывается в ловушке. И здесь существуют два метода освобождения души, их предлагают разные религии.
Первый путь – это подавление. Подавляя наши телесные желания, мы можем позволить душе проявлять себя. Это означает жизнь в аскетизме и воздержании, когда избегают удовольствий этого мира.
Второй путь — совершенствование. Альтернатива подавлению представляется в том, чтобы благодаря особому взаимодействию с физическим миром открывать духовность в самом обыденном. В этом случае тело больше не противостоит душе — напротив, оно служит средством выражения ее потребностей.
Иудаизм настаивает на втором подходе.
Мы убеждены: вместо того, чтобы подавлять свое тело, необходимо его совершенствовать. Не давайте обет безбрачия, но и не расходуйте свою сексуальность для брака. Не нужно поститься целыми днями — но ешьте лишь те продукты, которые чисты с духовной точки зрения. Работайте с телом, а не против него.
Как и во многих других ситуациях, путь совершенствования непрост, но он возможен.
А теперь рассмотрим конкретно вино.
Оно обладает уникальным свойством, на деле демонстрируя, что нам не нужно огорчать наши тела, чтобы подключиться к своим душам.
По мере созревания вино лишь улучшается, многолетняя выдержка идет ему на пользу.
А большинство продуктов с течением времени разлагается. Фактически, это происходит со всеми физическими вещами: здания разрушаются, одежда изнашивается, наши тела стареют. Это происходит потому, что все физическое недолговечно. В то время как мир духа вечен и со временем становится только сильнее.
Единственным исключением является вино.
Хотя оно и материально, но обладает духовным свойством улучшаться с возрастом. И оно свидетельствует нам о том, что даже физическое может быть очищено.
В сущности, вино отражает суть иудаизма, который выступает за слияние святого и мирского, духовного и физического, тела и души.
А что может быть более святым, чем это?