«Враждуй с мидьянцами и порази их, ибо враги они вам».
Бемидбар (25:17)
«Враждуй» сказано в повелительном наклонении. Нужно быть им врагом и ненавидеть их. Помни зло, которое они сделали, и отомсти им! Не становись им другом.
Это вызывает удивление: разве нужен специальный приказ, чтобы ненавидеть людей, которые ввели в грех и заставили упасть целый народ? Они вызвали эпидемию, погубившую двадцать четыре тысячи человек. И кто знает, сколько еще погибло бы, если бы не подвиг Пинхаса?
Эпидемия потрясла наш народ и оторвала его от дочерей Мидьяна. Но, как ни странно, в сердцах евреев не осталось ненависти к мидьянцам. «Поймите, – сказали они, – такая уж у них культура. Вседозволенность. Так они живут, и это их стиль. Верно, что это далеко от наших понятий. Верно, что наши предки не воспитывали нас так. Верно и то, что Всевышний гневается на нас, а нам не следовало соблазняться. Но они не виноваты – просто у них такая культура, западная…»
Именно против такого мнения и таких аргументов и возражает Тора.
«Враждуй с мидьянцами и порази их». Почему? «Ибо враги они вам». Знайте, что это не просто их образ жизни, не просто гнилая вседозволенность. Они хотят ввести вас в грех и испортить, уничтожить вашу непорочность и осквернить вас.
Еврейская чистота и добродетель – для них словно заноза, и они поставили себе цель искоренить эти качества. Вот почему нужно «враждовать с мидьянцами». История повторяется.
Наши предки обладали чистотой и непорочностью, скромностью и счастьем. Они пришли в страну праотцов, на святую землю, и внезапно разом столкнулись с засасывающим омутом. Где скромность и чистота? Где свет и счастье? Куда исчезла чудесная традиция?
И тогда люди говорят себе: «Такая уж здесь жизнь. Это вседозволенность, западная культура, новое поколение. Что есть, то есть».
Но Тора утверждает: «Нет! Враждуй с мидьянцами, ибо враги они вам». Кто-то специально захотел оторвать вас от традиции, за этим стоит намерение, злая воля. Нельзя мириться с этим явлением, но нужно сражаться с ним, чтобы вернуть правильное состояние.
Святой Алших написал, что как праведники являются «колесницей для Шхины», представителями Творца в мире, Его посланниками и исполнителями Его воли, так же, по принципу «одно против другого», у стороны зла тоже есть свои представители – нечистая колесница, посланники-губители. Распознать их совсем несложно.
Наш учитель, автор книги «Кеилот Яаков», охарактеризовал средства массовой информации – как газеты, так и радио с телевидением – как вводящие в три страшнейших греха. Это неверие и насмешки над всем святым (идолопоклонство), болезненная вседозволенность и развращающая пропаганда (разврат), а также постоянные сообщения о криминале, что приучает пренебрегать жизнью человека (кровопролитие).
Что толкает целую систему и сотни журналистов становиться источником духовного разложения для тысяч людей? Они запряжены в колесницу Сатана и радостно несутся вниз по склону.
Вопрос в том, враждуем ли мы с ними так же, как они с нами. Мы испытываем отвращение или относимся с безразличием?
Гаон раби Барух Бер из Каменица однажды вошел домой к одному из своих близких и увидел на столе газету. Это была светская газета. Он содрогнулся, и его лицо побелело: «Как… как ты можешь…» – спросил он с дрожью в голосе.
Его родственник не понял, в чем проблема. Да, ясно, что здесь есть статьи, как бы это сказать, в нерелигиозном духе. Но есть и новости, анализ ситуации и прочие важные вещи.
Гаон посмотрел на него пристально и спросил: «Если бы редактор сошел с ума и решил постоянно унижать и оскорблять твоего отца, стал бы ты покупать эту газету?»
«Естественно, нет!» – воскликнул его собеседник.
«А оскорблять религию, насмехаться над заповедями, издеваться над традицией и отрицать нашего Небесного Отца, – это не в счет? Это не возмутительно? Это можно стерпеть?!»
Тот уже стал понимать, в чем причина такой реакции.
Это заповедано нам прямым текстом в этой главе: «Враждуй с мидьянцами» – ненавидь и презирай тех, кто хочет ввести тебя в грех, кто старается посеять раздор между Израилем и его Небесным Отцом. Об этом написано: «Только грехи ваши разделяют между вами и Всесильным».
Нельзя относиться к ним снисходительно, так же как ты не прощаешь того, кто проклинает твоего отца и позорит мать.
Есть еще кое-что столь же важное. Человек – это маленький мир. В нем тоже живет свой крохотный Билам и строят себе обитель силы Мидьяна. Злое начало подстрекает, советует и соблазняет. Иногда человек грешит, страдает, преодолевает себя и отрывается от греха, как это бывает в мире. Но Тора предупреждает нас, что этого недостаточно: «Враждуй с мидьянцами и порази их». «Любящие Б-га, ненавидьте зло» (Теилим 97:10).
Гмара (Недарим 9 б) рассказывает о юношепастухе, который был «красив глазами и хорош видом, с кудрявыми волосами». Однажды он пошел набрать воды из источника и увидел свое отражение. Взыграло в нем злое начало. Сказал он ему: «Грешник! Почему ты гордишься миром, который тебе не принадлежит? В будущем ты станешь кормом для червей». На кого он кричал? На злое начало. Он не стал проявлять снисходительность, но знал, что это «самый большой ненавистник в мире».