Гаон, раби Моше Шимон Левиц, благословенна память праведника, из Питсбурга, спрашивал: какое различие между сыном-мудрецом и сыном-злодеем? Ведь и мудрец — не совершенный праведник, ибо «нет праведника на земле, который творил бы добро и не согрешил». А ведь уже сказано, что даже грешники Исраэля полны заповедями, как гранат. И отвечал историей из жизни.
В городе, где он родился, были два типа торговцев, владельцев магазинов. Одни из них соблюдали государственный закон и держали в своем магазине только тот товар, за который был уплачен требуемый налог, что увеличивало цену и уменьшало прибыль. Однако они выбрали жизнь спокойную и тихую. Но были и такие торговцы, которые незаконно продавали первосортный товар по низким ценам и получали большую прибыль. А если их уличали, товар конфисковывали, на них налагали большой штраф, и грозила им опасность длительного заключения.
Время от времени из окружного центра в окрестные города выезжали инспекторы для проверки магазинов. Что делали в этом случае прожженные торговцы? Давали взятку одному из чиновников налогового управления, чтобы немедленно сообщал им, что инспекторы вышли на проверку. Тогда они прятали запрещенный товар оставляли в магазине его небольшое количество, за которое полностью был уплачен налог. Весь период проверки торговцы были в напряжении: кто знает, может быть, проверка начнется на два-три дня раньше, чем они успеют спрятать товар. Может быть, инспекторы заподозрят их, увидев малое количество товара в магазине. Может быть, кто-нибудь донесет, и место укрытого товара будет обнаружено… Когда проверка заканчивалась благополучно, торговцы облегченно вздыхали.
Прошло несколько лет, и торговцы перестали бояться проверок. Они не спешили прятать товар, не переживали и не боялись, как раньше. Они принимали инспекторов с демонстративным спокойствием и уверенностью, предъявляли свой товар и обманывали налоговых инспекторов.
Что случилось, они действительно раскаялись и перестали продавать незарегистрированный товар? Нисколько. Наоборот, добавили грех к греху: если в прошлом они уклонялись от уплаты налогов, то сейчас научились подделывать печать налоговой инспекции и опечатывали товар фальшивой пломбой. А когда приходили контролеры, нагло предъявляли ее!
И это различие между сыном-мудрецом и сыном-злодеем. Мудрец знает, что существует Тора и заповеди, «свидетельства, законы и установления», и он хочет учить законы Песаха до последней алахи: «не оставляют после Песаха афикоман». А если он согрешил в течение года, если держал в своем магазине «запрещенный товар», то с приближением дней суда он спешит вернуться к тшуве, спрятать свои грехи, утопить их в бездне моря и представить исполненные заповеди.
Не так злодей. Он не только торгует запрещенным товаром, но и нагло подделывает правительственную печать. Чтобы показать, что он исполняет возложенное на него. Провозгласить, что нет нужды, халила, соблюдать и исполнять. Объявить, что его товар кошерный и насмехаться над порядочными и честными торговцами, полностью уплачивающими налог: «Что это за работа у вас»…