Загробный мир — это место, где душа человека, которым вы были, встречается с идеальной своей составляющей – вы могли бы иметь такую, если б целиком и полностью реализовали данные вам возможности. Однако наличие этой разницы не должно заставлять вас страдать.
По какой-то причине многие люди искренне убеждены, что евреи не верят в рай и ад (я слышу об этом чаще, чем вам кажется). И в этом есть доля правды.
Конечно, еврейские представления относительно рая и ада радикально отличаются от того, какими они изображны в поп-культуре, но иудаизм действительно верит в загробную жизнь, о чем вы наверняка хотя бы раз читали
Суть в том, что, с еврейской точки зрения, загробный мир — это место, где ваша душа “в образе” человека, которым вы принимали решение быть в течение жизни, встречает, образно говоря, другого человека — того, которым вы могли стать, реализовав весь свой врожденный потенциал. Так что, в зависимости от той жизни, которую вы прожили, такая перспектива либо радует, либо пугает.
Источником для нас в этом вопросе является один из трудов1 великого средневекового мыслителя и философа Маймонида, где он объясняет идею Вавилонского Талмуда о загробной жизни. Талмуд утверждает, что в грядущем мире нет привычных нам физических удовольствий, а «праведники сидят вместе за одним столом и греются в лучах Божественной Славы, на их головах — короны».2
Прекрасная картина, не правда ли? И все-таки не стоит воспринимать это утверждение так уж буквально.
Когда вы знаете, что кому-то не требуются ни еды, ни питья, ни остальных удовольствий физического мира, вы делаете логичный вывод, что, судя по всему, Талмуд описывает реальность, отличную от той, в которой мы живем. Это место, лишенное телесности, материальности и, возможно, даже времени. Но как тогда Талмуд может утверждать, что праведники — то есть те, кто, как мы можем понимать, при жизни реализовали свой духовный потенциал — сидят? (Вы не можете сидеть, если у вас нет тела!). А как у них на голове могут быть короны? (Опять же, если у вас нет физического тела, то, по определению, нет и головы.).
Как объясняет Маймонид, Талмуд описывает происходящее в загробном мире не буквально, а в виде концептуальной иллюстрации. То, что праведники «сидят» говорит о некоторой пассивности, то есть отсутствии труда в физическом смысле и усилий в работе над самосовершенствованием. А «короны» на их головах говорят о достижении глубочайшего уровня понимания того, как устроена наша реальность, полученного еще при жизни. Так что степень этого понимания фактически влияет на то, что с вами произойдет в мире грядущем.
Другими словами, жизнь — это возможность. Возможность выбирать и становиться. Возможность для духовного роста и реализации своего потенциала.
А смерть — это пассивная встреча с самим собой. Но есть один момент: эта встреча проходит испытание ясностью.
Вы больше не ослеплены своим эго, оправданиями или рационализированием; ваша перспектива шире, чем рамки трехмерного, временного, физического мира. Другими словами, это встреча с настоящим собой.
Очень надеюсь, вам понравится то, что вы увидите.
Эта идея согласуется с другим утверждением Талмуда, которое гласит: «Один час раскаяния и добрых дел в этом мире лучше, чем весь грядущий мир. Но один час духовного блаженства и покоя в грядущем мире лучше, чем вся наша жизнь в этом мире».3
Один час свободы выбора и возможности самореализации лучше целой вечности духовного блаженства. Именно это имеет в виду Тора, когда говорит, что человек «создан по образу и подобию Бога».4
Образ Всевышнего не имеет ничего общего с вашим внешним физическим обликом, потому что Бог выше физического образа. Речь здесь идет о независимости. Всесильный независим и создает миры. Люди также. Мы независимы в создании своего собственного мира.
В этом смысле загробная жизнь нас ограничивает: в ней нет возможности для выбора. Но верно и обратное. Один час духовного блаженства в грядущем мире лучше, чем все удовольствия этого. Об этом и говорит Талмуд, сообщая, что праведники греются в лучах Божественной Славы. Это тот самый возвышенный опыт, который невозможен в ограниченном физическом мире.
Да, жизнь — это прекрасная возможность, однако она сопряжена с большой работой. Ну, а после череды испытаний и решения ряда задач вы умираете. Что ж, по крайней мере, работа уже окончена и после смерти ее нет — можно расслабиться и «сидеть», греясь в лучах Всевышнего. Именно тогда с нашими душами и происходит нечто по-настоящему интересное.
Талмуд говорит, что ничего не приходит без усилий, а усилия того стоят!
Один из наших читателей как-то спросил в связи с этой темой:
«Что, если ваш “потенциал” не реализуется из-за врожденной болезни? К примеру, в моем случае проблемы развития ограничены генетически и не являются следствием неправильного выбора».
Другой ответил:
«Возможно ли, что ваш настоящий образ “величайшего потенциального себя” отличается от того, каким вы его себе представляете? То, чего вы должны достичь, может оказаться совсем не тем, что в настоящее время вы определяете как успех. То есть это может быть эмоциональное величие, величие в том, чтобы приближать к Богу других, величие проницательности и т.д.».
Мне кажется, этот ответ попадает в самую точку. Ваш потенциал — это не такая же объективная и однозначная цель, как победа в гонке или карьерное достижение. Он субъективен и индивидуален. Это духовное путешествие, в которое вы отправляетесь, живя в этом физическом мире, и в этом смысле мы все находимся в одной лодке.
У кого из нас не бывает испытаний и, казалось бы, непреодолимых проблем? Никому не удается прокатиться на поезде жизни «зайцем», не оплатив проезд. Весь смысл в том, каким образом вы будете справляться как с серьезными проблемами, так и с незначительными неприятностями, и в том, что будете с собой делать в процессе принятия решений.
Очевидно, есть еще много что сказать. Загробная жизнь — обширная и глубокая тема, и многое в ней окутано тайной.
Еще один наш читатель заметил:
«Еврейские концепции смерти многочисленны и, как правило, намеренно расплывчаты — по уважительным причинам. Так что вы получаете базовое представление, выбрасываете его из головы и сосредотачиваетесь на своей работе здесь и сейчас».
Можно ли сказать лучше?!
Не зацикливайтесь на версиях того, что происходит после смерти. Беспокойтесь о том, чтобы сделать правильный выбор при жизни. Начните делать свою жизнь невероятной прямо здесь и сейчас. А подумать загробной о жизни у вас будет достаточно времени уже после смерти.
Сноски
- Мишне Тора, Законы раскаяния, 8:2.
- Брахот, 17а. В прямой цитате буквально сказано, что в грядущем мире «нет ни еды, ни питья, ни близости, ни бизнеса, ни ревности, ни ненависти, ни соперничества…».
- Пиркей Авот, 4:22.
- Берешит, 1:27.