Недельная глава Дварим (Дварим, 1-3:22)
Пятая книга Торы называется Дварим, что в данном случае в переводе с иврита означает «Слова». И названа она так, подобно остальным разделам Пятикнижия, по ключевому слову, с которого начинается:
«Вот слова, которые говорил Моше всему Израилю на той стороне Иордана, в пустыне».1
После этого Тора продолжает:
«И вот, в сороковом году, в одиннадцатом месяце, в первый день месяца, говорил Моше сынам Израиля обо всем, что повелел ему Бог о них».2
В конце жизни Моше Рабейну — евреи тогда уже собирались пересечь Иордан, чтобы войти в Землю Обетованную, — поговорил со своим народом, который очень любил.
Он повторил все заповеди, которые мы знаем из первых четырех книг Торы, и пересказал истории грехов и недостатков, которые мешали народу полноценно жить последние 40 лет и двигаться к заветной цели, в надежде, что эти его слова помогут евреям переосмыслить свой негативный опыт, сделать на его основе соответствующие выводы и развиваться дальше в правильном направлении.
При том, что первые четыре книги Торы написаны от третьего лица (например, как в стихе, который мы часто встречаем: «И говорил Бог Моше»), пятая книга написана от первого лица, и мы будто слышим в ней голос самого Моше. Эта разница существенна. Она говорит о том, что роль Моше изменилась, а также явно указывает, что с этого момента мы уже должны по-другому воспринимать Тору.
Каждый из нас так же проходит оба этих шага в процессе изучении Торы. Сначала мы слушаем и учимся. Стремимся услышать и понять то, чему она нас учит. Это первая стадия, которую мы проходим с первыми четырьмя книгами, стремясь воспринять Божественные слова, переданные нам через многие поколения.
И затем мы подходим к пятой книге.
Это может произойти не за одну ночь и, возможно, даже потребовать сорока лет «плутаний по пустыне», однако со временем мы начинаем открывать идеи Торы, обращаясь к своему глубоко скрытому «я».
Постепенно слова Торы становятся нашими собственными словами. Мы отождествляем себя с ними, и они начинают выражать нашу собственную точку зрения.
На втором этапе обучения, в пятой книге, мы говорим слова Торы своим собственным голосом.3
Сноски
- Дварим, 1:1.
- Там же, 1:3.
- Адаптировано из Ликутей Сихот, т. 19, Дварим, сиха 2.